ВЛИЯНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дошкольное детство — особый период в развитии личности. Этот период интенсивного развития всех психических процессов, который обеспечивает детям дошкольного возраста возможность ознакомления с окружающей действительностью. Ребенок учится воспринимать, думать, говорить, овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила поведения и начинает управлять собой. На основе современных исследовательских данных у многих детей в старшем дошкольном возрасте в игровом проигрывании наиболее выражены бытовые сюжеты, в то время как сюжеты профессиональной направленности и общественно-политического характера подвергаются явному вытеснению за счет телевизионных поведенческих моделей. Это лишь подтверждает, что проблема межличностного разрыва общения и понимания между взрослым и ребенком присутствует почти в каждой современной семье. Жизненный опыт ребёнка образует четкие границы, начиная от повседневного быта до виртуальных персонажей, заимствованные с компьютеров или телевизоров. Игра занимает одну из центральных позиций в жизни детей дошкольного возраста, являясь доминирующим видом самостоятельной деятельности. Самые важные новообразования происходят под воздействием сюжетно-ролевых игр в период дошкольного воспитания и обучения. Значительным подтверждением значимости сюжетно-ролевых игр являются многочисленные труды ученых в области психологической науки (Л.С.Выготский [3, с. 76], Д.Б.Эльконин [9, с. 348], С.Л.Рубинштейн) [7, с. 712]. Они считали, что игра – это ведущая деятельность в дошкольном возрасте, поскольку именно под ее влиянием осуществляются существенные благоприятные изменения в психике ребенка с целью перехода на более высокую ступень развития. Особенность сюжетно-ролевых игр заключается в активизации активных точек психических функций, способствующих формированию важных качеств и особенностей личности детей старшего дошкольного возраста. Стоит отметить влияние, которое оказывает сюжетно-ролевая игра на произвольность психических процессов, таких как память и внимание. Ребёнок в процессе игровой деятельности тренируется в развитии логического мышления, развивает мелкую моторику, координацию, тренирует воображение, расширяет словарный запас и, безусловно, развивает память. Основной целью такого развивающего обучения становится развитие интеллекта и общих способностей. При этом обучение решает проблемы интеллектуальной и психофизической готовности ребенка к школе. Одним из важнейших аспектов в процессе подобной подготовки ребенка является развитие произвольной памяти, которая необходима для успешного освоения школьной программы. Е.В. Ашкинезер отмечает необходимость следующих этапов использования игровой деятельности в развитии произвольной памяти дошкольника: обучение умению принимать мнемическую задачу; осознавать (выделять) цель запоминания и воспроизведения. Ребёнок будет осознавать мнемические задачи только в таких условиях, которые потребуют от него активного запоминания и активного же воспроизведения. Активное запоминание в игре необходимой информации предполагает, что ребенок начнет овладевать повторением, как элементарной формой запоминания. Повторение сопровождает принятие задания – в процессе сообщения задания начинает повторять за взрослым все, что ему необходимо запомнить. Именно такое повторение быстро и легко усваивается детьми, как наиболее элементарный прием запоминания. На этом этапе достаточно легко определить степень заинтересованности детей. Активное воспроизведение всегда является мысленным поиском, возвратом к процессу запоминания, поэтому оно сопровождается отведением глаз в сторону, наличием пауз, прищуриванием и т.д. Отсутствие подобных признаков, а также постоянное обращение за помощью ко взрослому для получения информации свидетельствует об отсутствии стремления произвольно запоминать и воспроизводить информацию. Но именно активное воспроизведение является процессом обучения самостоятельности, и овладение умением принимать мнемические задачи – это необходимое условие для перехода от непроизвольной памяти к произвольной. Следующим этапом является овладение мнемическими приемами, которые направлены на достижение осознанной цели запоминания и воспроизведения. На данном этапе основное внимание должно быть отведено развитию приема «повторение», т.к. (как уже было отмечено) именно он не требует обучения мыслительным действиям и формируется легче всего. В игровой деятельности «повторение» приобретает принципиально новую функцию – воспроизведения. Важным моментом является то, что «воспроизводящее повторение» заключается в повторах сразу после того, как задание получено, а не по ходу его восприятия. Такое повторение является более активной формой, т.к. ребенок воспроизводит задание самостоятельно. После того, как он овладеет приемом повторения, можно начинать обучение логическим приемам запоминания. Причем овладение логическими приемами запоминания также происходит в два этапа: — формирование умственных соответствующих действий; — обучение детей дошкольного возраста применению этих действий для запоминания и воспроизведения. Логические приемы способствуют активному развитию произвольной памяти, развитию навыков и умений самопроверки – умения контролировать результаты выполнения мнемических задач. Психологической основой любой самопроверки является умение соотнести результат с заданным образцом, цель которого является современность исправления ошибок и недопущение их в будущем. Именно «воспроизводящее» повторение является основой самопроверки и направлено на максимально эффективное запоминание материала. Игровые условия сюжетно-ролевой игры требует от ребенка огромных усилий в сосредоточенности на предметах и содержательном процессе разыгранной деятельности, дают огромное преимущество перед другими педагогическими методами и способами, участвующих в развитии личности ребенка. Например, ребенку, выступающего в роли покупателя в процессе мотивационно-игрового проигрывания ситуации требуется приобрести определенные предметы, следовательно, он находится на стадии решения определенной задачи, что позволяет включить механизм расширения границ словарного запаса в своем арсенале и активизировать вдумчивое запоминание, по сравнению, если бы этот процесс происходил вследствие организации других условий. Проблемой изучения произвольной памяти детей дошкольного возраста занимались такие ученые как П.И. Зинченко [4, с. 243], З.М. Истомина [5, с. 156], А.Н. Леонтьев [6, с. 144] и др. Особое внимание З.М. Истомина [5, с. 156] уделяла изучению произвольной памяти у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности. Автором было отмечено, что эффективность развития произвольной памяти посредством сюжетно-ролевых игр происходит с помощью решения ряда игровых задач и целей, возникающие перед ребенком старшего дошкольного возраста. Можно также заметить, что содержательная составляющая сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте преобразуется в виде ухода от предметных действий людей к приближению действий во взаимоотношениях, выполнению определенных правил, осуществляющих регулятивные функции поведения и памяти. Развитие произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста осуществляется побудительно-целевой направленностью к осознанному воспроизведению своих действий и опыта в игровой деятельности. Целевое назначение игры для ребенка при выполнении определенной роли имеет наглядный и конкретный смысл в развитии произвольной памяти, она формирует целенаправленную игровую мотивацию, подчиняет его к запоминанию целей, предметов, а также умение осознавать способы реализации той или иной деятельности. Участие важного момента в развитии памяти дошкольника проявляется в связи с возникновением личных воспоминаний, в основе которых лежат события, успехи, взаимоотношения. Сюжетно-ролевые игры помогают формированию произвольной памяти за счет возрастания регуляции в речи, выработки умения подчинять собственные действия в соответствии с поставленными отдаленными целями. Развитие произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста происходит, когда взрослый побуждает его к сознательному воспроизведению своего опыта в игре, продуктивной и речевой деятельности, при пересказе, заучивании, рассказывании, сочинении историй и сказок, т.е. ставит цель «вспомни». Очень важно для успешного развития произвольной памяти в сюжетно-ролевой игре то, что требование запомнить вызвано потребностями хода игры, в которую включен ребенок. Так же немаловажно и то, что использование усвоенных знаний следует вскоре за запоминанием. Сюжетно-ролевая игра это очень ценный естественный для ребенка источник, который развивает произвольную память, т.к. она создает действенную игровую мотивацию, подчиняет запоминание близкой и понятной ребенку цели, позволяет ему осознавать способы выполнения деятельности. Влияние творческих игр, безусловно, положительно сказывается на развитии памяти, и в частности на формирование предпосылок произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста, ведь цель запомнить и припомнить при выполнении роли имеет для него очень наглядный, конкретный смысл. Не у всех детей память развивается одинаково, и чтобы получить максимально высокие результаты, взрослым нужно приложить немало усилий для создания благоприятной среды, в которой память ребенка могла бы постоянно развиваться. Формировать у детей готовность к умственным усилиям, развивать способность к целенаправленному, намеренному запоминанию – важная задача педагога, а также дать детям те средства и рациональные приемы, которые помогут им удержать в памяти и воспроизвести в нужный момент необходимую информацию. Совершенно очевидно, что произвольное запоминание может быть и должно быть воспитано в дошкольном возрасте. Первоначально сама цель запомнить, припомнить должна иметь для ребенка совершенно конкретный смысл, должна вытекать из самого существа задачи, которая перед ним стоит. Важно помочь ребенку найти способы запоминания, припоминания, научить его доступным ему приемам. Именно педагог с помощью демонстрации собственного примера, создания творческих проблемных ситуаций, грамотных выстроенных вопросов, стимулирующих фантазию, «подбрасывания» интересных сюжетов, рассказов, сказок, историй, все это активизирует функции произвольной памяти, закладывает определенный мыслительный процесс в игровой деятельности.                 Список литературы   1. Антонова Н.П. Особенности развития памяти у детей 6 — 7 лет в процессе обучения /    Н.П. Антонова // Вопросы психологии. 2011. №5. С. 98. 2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Изд. 2-е, М.,2001. 3.Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка //Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62—76. 4.Зинченко П.И. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. М., 1979, 243с. 5. Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников. -М.: Вентана-Граф, 2012. -156 с. 6. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. — 144с.: 7.Мешалкина Л.Ю. Значение сюжетно-ролевых игр в воспитании и развитии личности дошкольника // Педагог. 2011. №2. С. 9 — 10. 8. Розетт И.М. «Что надо знать о памяти». Минск, 2012 г. 9.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии — СПб: Издательство «Питер», 2000 — 712 с. 10. Черемокшина Л.В. Развитие памяти у детей. -М.: Академия, 2009. -123 с. 11. Эльконин Д.Б. Детская психология. -М.: Владос, 2009. -348 с