ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «СОГРЕЕМ ПАМЯТЬЮ СЕРДЦА…»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников № 28 «Росинка»

адрес: 142203, Московская область,

г. Серпухов, ул. Подольская д.24 «А»

e-mail: rosinka-2011@yandex.ru

тел./факс 8(4967)75-30-88

ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«СОГРЕЕМ ПАМЯТЬЮ СЕРДЦА…»

Автор:

 Иванова Ольга Борисовна

   МДОУ – детский сад № 28 «Росинка», воспитатель, г.о. Серпухов

rosinka-2011@yandex.ru

 г.о Серпухов, 2020

«Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой.

И глаза молодых солдат с фотографий увядших глядят.

Этот взгляд, словно высший суд для ребят,

что сейчас растут…»

Е.Агранович

Актуальность

Страшные годы Великой Отечественной войны отходят все дальше и дальше. Все меньше остается участников и очевидцев этого события. Современные дети знают о том, что такое война из мультфильмов и компьютерных игр. Однако о войне нужно говорить серьезно, с позиции гуманных ценностей. Дети по своей природе обладают достаточной чуткостью, чтобы понять и разделить страдания другого, их восприятие эмоционально, непосредственно и образно. Если мы, внуки и правнуки воевавших, не передадим своим детям то, что пережили наши дедушки и бабушки, связь времен, семейная нить прервется. Необходимо попытаться восстановить эту связь, чтобы и наши дети ощутили: они тоже имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким военным событиям. Очень важно знакомить дошкольников с фактами истории нашей Родины, в частности с подвигами народа в Великой Отечественной войне через беседы, художественную литературу, познавательные фильмы о героических подвигах солдат, рассказы взрослых о близких родственниках -участниках ВОВ, тружениках тыла. Поэтому важным стал поиск новых интересных форм работы с детьми и родителями.

В МДОУ-детском саду № 28 «Росинка» создан образовательный проект «Согреем памятью сердца…»

Проблема проекта: Как правило, у нынешних детей, живущих в эпоху всеобщей компьютеризации, недостаточно сформированы знания и представления о героическом прошлом своей страны, семьи, предков. Сегодня, когда ветеранов остались единицы, когда у нынешних дошколят есть все, что нужно для счастливой жизни, мы должны рассказывать детям о наших героях, об их нелегкой судьбе в годы войны, той страшной войне, которая длилась четыре года, показать фотографии прабабушек и прадедушек, которых мы помним и с великой благодарностью и уважением ценим за мирное небо над головой, за то счастье, которое подарили нам ценой своей жизни, важно рассказать о мужестве, героизме солдат, отдавших жизнь за наше счастье жить в мирное время. Бесспорно, начинать патриотическое воспитание нужно в раннем детстве и, рассказывая детям о Великой Отечественной Войне, о подвиге людей, мы не только определяем их отношение к миру и к себе, мы учим сопереживать чужой беде, гуманности, великодушию, закладываем основы патриотизма. А сострадание, сочувствие и великодушие стоит воспитывать в малыше с самого рождения, только так мы имеем возможность вырастить всесторонне развитую и полноценную личность.

Цель: формирование у дошкольников духовно-нравственных, патриотических чувств, основанных на ознакомлении с героическими подвигами нашего народа, интереса к судьбам родственников, земляков в годы ВОВ.

Задачи:

  • создать условия для обогащения детей знаниями о Великой Отечественной войне, о подвигах советского народа в годы ВОВ;
  • продолжать знакомить с героями Великой Отечественной войны;
  • формировать интерес к истории своей семьи, к судьбе родных, принимавших участие в Великой Отечественной войне;
  • формировать чувство гордости за родную Отчизну, за наш народ, победивший врага;
  • способствовать развитию речи через выразительное чтение стихотворений, составление рассказов о родственниках- ветеранах войны, тружениках тыла;
  • развивать музыкальные способности через исполнение песен военных лет;
  • развивать коммуникативную и интеллектуальную компетентность детей;
  • способствовать социализации личности ребёнка через включение его в различные виды социальных отношений в общении, творческой деятельности.

Тип: информационный, познавательный, практико-ориентированный

Реализация проекта: краткосрочный (февраль-май)

Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги, родители.

Ведущая идея проекта: формирование нравственно-патриотических чувств, гордость за свое Отечество.

Ожидаемый результат проекта:

Для детей:

Пополнится предметно-развивающая среда группы: дидактическими играми «Сигнальные флажки», «Что в военном пакете?», «Рода войск и боевая техника»; наглядно-дидактическими материалами: «Герои Великой Отечественной войны»; художественной литературой (рассказы, стихотворения, пословицы, поговорки о войне, военной технике); песнями военных лет: «Катюша» сл. М.Исаковский, муз. М.Блантер, «Синий платочек» сл. Я.Гольденберг, муз. Е.Петерсбургский.

Повысится познавательный уровень у дошкольников, обогатится словарный запас.

Сформируется чувство патриотизма, гордость за свою Родину, свой народ, победивший в Великой Отечественной войне, стремление больше узнать об истории родного города, его героях.

Для родителей:

Повысится интерес к чтению художественной литературы, желание посетить с детьми «Музея боевой славы», рассказать ребенку о родственнике-ветеране, участнике ВОВ, совместное творчество: рисунки, поделки «Этот день Победы…»

Реализация проекта

Этапы проекта

I этап.  Подготовительный

  • Анкетирование родителей «Нравственно-патриотическое воспитание в семье»
  • Подбор и изучение методической литературы по теме проекта.
  • Определение цели, задач, введение понятия «Добро и зло-мир и война», показать, каким эмоциональным состояниям они соответствуют.
  • Определить продукт проекта: подборка наглядно-дидактических материалов на тему Великой Отечественной войны и солдатских будней;
  • Оформление материала консультаций и памятки   для родителей:

«Как говорить с ребенком о войне», «Путешествуем по улицам нашего города»

  • Создать предметно – развивающую среду для развития и совершенствования знаний о ВОВ; в «центр книги» внести иллюстрации, наглядно-дидактическое пособие: «Герои Великой Отечественной войны», детскую художественную литературу о защитниках Отечества.
  • Разработать комплексно – тематическое планирование на основе интеграции образовательных областей. 

II этап Основной

Работа с детьми

Беседы

«Что такое подвиг?»

«Земляки-фронтовики»

«История георгиевской ленточки»

«Как гармонь ковала Победу»

«Почему война называется Великой Отечественной?»

 Просмотр презентации «Детям – о войне»

Чтение художественной литературы

С. Баруздин «Шел по улице солдат»;

 А. Митяев «Землянка», «Мешок овсянки», «Почему армия родная?»;

 Л. Кассиль «Твои защитники», рассказы из сборника «Главное войско»;

Заучивание стихотворений Е. Благининой «Шинель»,

Т. Шапиро «Была война», А. Усачев «Что такое День Победы?»

 В. Сибирцев «Рассказ деда в День Победы»;

Рассматривание картин, иллюстраций

Наглядно-дидактическое пособие «Расскажите детям о Великой Отечественной войне»

Составление творческих рассказов:

«Мой прадед был солдатом»

«Если б я был солдатом…»

«Экскурсии

Экскурсии к Вечному огню и возложение цветов

Досуги, развлечения

Досуг «Играй, гармонь, Победу!»

Музыкальный досуг «С песней к Победе»

Городской конкурс чтецов «Этот День Победы» 1 место, Кривова Надежда

Акция «Я помню! Я горжусь» Направления: «Письма Победы», «Галерея Великой Победы», «Фотография Победы», «Голос Победы».

Непрерывная  образовательная деятельность

НОД по познавательному развитию «Никто не забыт, ничто не забыто»,

НОД по развитию речи «Заучивание стихотворения Т.Белозерова «Майский праздник».

Прослушивание музыки

Марш «Прощание Славянки», «Священная война» сл. В.Лебедева-Кумача, муз. А.Александрова.

Художественное  творчество

Рисование «Добро и зло»

Рисование «Мир и война»

Рисование «Парад Победы»

Рисование «Защитники Отечества»

Рисование «Пограничник на посту»

Оригами «Гармонь Победы»

Творческая мастерская

Участие в творческом конкурсе «75-лет Победы», поделки и рисунки совместно с родителями;

Участие в муниципальном конкурсе «Георгиевская лента».

Взаимодействие с педагогами:

Мастер – класс «Гармонь Победы»

Презентация «Никто не забыт, ничто не забыто»

Взаимодействие с родителями

Проинформировать родителей о проекте и ходе образовательного процесса.

Родительское собрание «Воспитание патриотизма у дошкольников»

Консультация: «Уважительное отношение к старшим»

Информация в родительский уголок: «Дорогою добра», «В дом стучится доброта».

III этап.  Заключительный этап:

Анкетирование родителей и сравнительный анализ полученных результатов. Создание лэпбука «Детям о Великой Отечественной войне»

Выставка детских работ «К 75- летию Победы»

Публикация материала на сайте «Инфоурок», ДОУ и других.

Детско-родительский проект «Гармонь Победы»

Теоретическая значимость 

Проект показал, что только общими усилиями семьи и ДОУ с применением разнообразных форм работы можно помочь детям сформировать сознательное и ответственное отношение к духовно-нравственным ценностям, сформировать интерес к истории своей страны, семьи.

Результат проекта:

Использование данного проекта позволило более глубокое усвоение детьми истории нашей страны, ее героического прошлого, закреплению знаний и умений, формированию осознанного отношения к своей малой Родине, идее противостояния добра и зла и финальной победе добра.

Литература:

1.Боровлева А.В. Проектный метод — как средство повышения качества образования // Управление ДОУ. — 2006. — №7.

2. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 112 с.

3. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. — М.: Айрис-Пресс, 2008. — 208 с.

4. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л.Тимофеева. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. — 80 с.

5. Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов / Н.М.Шанский, Т.А.Боброва. — М.: Дрофа, 2004. — 398 с.

6. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста / И.В.Штанько // Управление дошкольным образованием. — №4. — 2004.