Построение индивидуального образовательного маршрута

Рекомендации для родителей

Предметно-пространственная среда обеспечивает разные виды активности дошкольника (речевую, игровую, умственную и т.п.). Ребенок должен осваивать все пространство квартиры: действовать, играть и в ванной комнате, и в прихожей, и на кухне. У него должно быть и свое пространство, оборудованное с учетом его психофизических особенностей и возможностей. Для ребенка очень важно, как организована среда, которая его окружает, насколько эта среда доступна его восприятию, пониманию, насколько она может удовлетворять его потребности. Вместе с тем нужно прилагать все силы, чтобы окружающая ребенка обстановка не причиняла ему вреда. В помещении должно быть светло. Расширяя поле деятельности детей, следует заботиться о разумном сочетании зон деятельности: книги, мольберты, мозаика должны находиться ближе к свету. Рекомендуем вам создать для детей ситуацию активного поиска, чтобы что–то использовать, нужно встать, пройти, пробежать. Родителю обязательно нужно учитывать возрастные особенности и потребности детей. При создании предметной развивающей среды необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

Действия ребенка с отдельными предметами, обучающими пособиями, играми и игрушками помогают ему познать роль и соотношение предметов и вещей, а также сделать первые шаги в понимании социальных отношений. От того, какая среда окружает ребенка, во многом зависит его интеллектуальное, нравственное и эстетическое развитие.

Взрослый создает среду, максимально дающую свободу деятельности и активности ребенка. В детской комнате не нужны богато украшенные интерьеры, которые требуют интенсивного ухода и уборки помещения или пристального наблюдения, как бы чего не помял, не нарисовал, не сдвинул, не сломал. Хотя, конечно, мы учим ребенка бережно относиться к предметам интерьера.

Среда развития ребенка, обеспечивающая разные виды его активности (умственной, игровой, физической и др.), становится основой для самостоятельной деятельности, условием для опосредованной формы самообразования ребенка. При этом развиваются любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки. Происходит разностороннее развитие личности.

Для детей младшего дошкольного возраста решающее значение имеет богатство окружающей его среды. Поэтому необходимо чтобы ребёнка окружали:
— игрушки из различных материалов – дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей, цвета, формы и т. д.;
— оборудование для игр с песком и водой, разнообразные формы, плавающие игрушки, ведёрки, лейки и др. ;
— банки разного размера;
— различные движущиеся игрушки;
— игрушки в которых используются разные принципы извлечения звука;
— самодельные свистящие, шумящие, скрипящие, шуршащие предметы;
— конструкторы, мозаика;
— разнообразные изобразительные материалы: бумага цветная и белая, пластилин, краски, карандаши, фломастеры, мелки;

-игрушки различной формы; игрушки контрастных размеров;
— ёмкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить — вынуть, открыть – закрыть, выдвинуть – задвинуть;
— разрезные плоскостные картинки, кубики с картинками;
— парные картинки;
— матрёшки, пирамидки, формы – вкладыши;
— пособия для развития мелкой моторики рук – шнуровки, застёгивающиеся предметы;
— предметы «взрослого обихода», которые можно разбирать на части – сломанные часы, фотоаппарат, приборы;
— ёмкости для хранения мелких предметов – сумочки, кошельки, сундучки, шкатулки и др. 
— машины, куклы с набором одежды, мебель, посуда, наборы «профессиональных» игр («Доктор», «Парикмахерская» и др.) ;
— игрушечные фигурки животных натуральной окраски;
— мягкие игрушки;
— книги сказок, о животных, с иллюстрациями изображающими предметы реального окружения ребёнка.

Для детей старшего дошкольного возраста можно организовать «ДЕТСКОЕ ЗЕРКАЛО». Как утверждают психологи, лучше всего подходит трельяж, люди любят свое отражение, а дети дошкольного возраста особенно. Это своего рода адаптация внешнего вида к самому себе, что чрезвычайно важно — жить в ладу с самим собой. В идеале данное зеркало помещается в прихожей: уходя из квартиры, ребенок учиться приводить себя в порядок и вернувшись, осматривает себя. При наличии таких условий у ребенка формируется культура своего внешнего вида и известные качества трудолюбия, самообслуживания.

Еще можно создать «МЕШОЧЕК ДОБРЫХ ДЕЛ», который послужит для того, чтобы заложить семена доброты. Обыкновенный, но симпатичный, яркий, с аппликацией или вышивкой. И рядом коробочка с мелкими предметами (камешки, ракушки). За каждое сделанное доброе дело в мешочек помещается мелкий предмет. Итоги подводятся в субботу или воскресенье, т.е. еженедельно. Добрых дел ребенок может совершить множество: поделиться конфетой, помочь бабушке, маме, пожалеть котенка и т.д. главное вовремя заметить, поддержать, похвалить, поцеловать ребенка, пожать ему руку, когда подсчитывают количество камешков в мешочке у ребенка.

Также интересная идея в создании «ДЕТСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ». Ребенок сам по себе исследователь. Поэтому просто и полезно создать элементарную детскую лабораторию, т.е. собрать в ящичке нужные для детского исследования предметы: магниты, бинокли, увеличительные стекла, микрофоны, маленькие весы, компасы и т.д. Постепенно вводить новые предметы и показывать способы действия, т.е. для чего нужно, где и как используется.

«КНИГИ В ВАШЕМ ДОМЕ». Существуют мощные соперники книг – телевизоры и компьютеры. Детям они очень нравятся. А для слушания и тем более для чтения нужны волевые усилия. Поэтому следует весьма внимательно и разборчиво отнестись к организации и подбору книг дома. Обязательно обратить внимание на шрифт и иллюстрации в книге, оформление и содержание, чтобы они были понятны ребенку.

Важно найти достойное место и семейным фотографиям, пусть в альбоме, но под рукой, а лучше в открытом видном виде.

«ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ». Создавая детям условия для занятий рисованием, лепкой, конструированием, родители формируют у них устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развивают их способности.

Место, где ребенок рисует, должно быть хорошо освещено. Свет должен падать с левой стороны. Следите за тем, чтобы ребенок правильно сидел за столом: не горбился, не наклонялся очень низко. Проверьте, соответствует ли стул и стол росту ребенка. На столе, кроме листа бумаги, находятся краски, кисти, стаканчик — непроливайка. После промывания кисти ребенок промакивает ворс тряпочкой. Дошкольник может рисовать не только за столом, но и за мольбертом.

Позаботьтесь также о том, чтобы у малыша было место для хранения материала. Хорошо для этого иметь детский шкаф или открытую полку, где будут храниться краски, кисти, восковые мелки, карандаши, бумага, альбомы, раскраски, пластилин, доска и т.д. Приучайте ребенка самостоятельно пользоваться ими. Пусть сам готовит свое рабочее место перед занятием и убирает его после работы.

Родители должны позаботиться о разнообразии материалов для творчества, например, гуашь, акварель, фломастеры, цветные восковые мелки, уголь, карандаши, пластилин различного вида и т.д.

Родителям необходимо бережно относиться к рисункам, лепке, что бы ребёнок увидел ваше отношение, как к чему-то ценному, нужному. Можно сделать домашнюю выставку детских работ. Ребенок совсем по-новому увидит свои рисунки, лепку, аппликации. Может быть, он и не станет художником, но будет видеть окружающий мир другими глазами.

Можно организовать дома «МИНИ КАРТИННУЮ ГАЛЕРЕЮ». Очень важно приучать глаз ребенка к живописи, графике, скульптуре малых форм. Следует показывать детям различные предметы живописи, чтобы они находились дома не как бездушные предметы интерьера, а красиво созданные произведения искусства. Интересно собирать коллекцию открыток, книг, значков и прочее, рассматривать с ребенком его коллекцию, располагать предметы, картинки в определенном порядке.

Родителям следует уделять внимание и на подбор игрушек, спортивного инвентаря, организацию детского театра, уголка изобразительного творчества.

Самое главное в организации детской комнаты, это проверка:

1) сертификации всего, что вы покупаете ребенку, т.е. наличие санитарно-эпидемиологического заключения (сертификата), который подтверждает безопасность материалов и оборудования;

2) безопасности материалов и оборудования, т.е. обеспечение ребенка такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность.

Игрушка может нанести как физический (потеря здоровья), так и психологический урон ребенку (страхи, агрессия, негативные эмоции);

3) развивающий потенциал игрушки. Организованная вами предметно-развивающая среда, совместная игровая деятельность в семье приведет вас и ваших детей к полноценному и разностороннему развитию.