ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ЕСЛИ ОЧЕНЬ ЗАХОТЕТЬ, МОЖНО В КОСМОС ПОЛЕТЕТЬ»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников № 28 «Росинка»

адрес: 142203, Московская область,

г. Серпухов, ул. Подольская д.24 «А»

e-mail: rosinka-2011@yandex.ru

тел./факс 8(4967)75-30-88

НОМИНАЦИЯ: «ПРИРОДА –БЕСЦЕННЫЙ ДАР, ОДИН НА ВСЕХ»

ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

 «ЕСЛИ ОЧЕНЬ ЗАХОТЕТЬ, МОЖНО В КОСМОС ПОЛЕТЕТЬ»

Автор:

 Иванова Ольга Борисовна

   МДОУ – детский сад № 28 «Росинка», воспитатель, г.о. Серпухов

rosinka-2011@yandex.ru

г.о. Серпухов, 2021 г

«Мы должны воспитывать так, чтобы ребенок чувствовал себя искателем и открывателем знаний…»

В.А. Сухомлинский.

Следуя Национальной доктрине образования в Российской Федерации, система образования призвана обеспечивать историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России. В настоящее время в связи с повышенным интересом к компьютерным играм, гаджетам, подрастающее поколение мало интересуется историей своей страны, выдающимися людьми советского времени, прославившими нашу страну. Согласно ФГОС ДО, одна из образовательных областей «Познавательное развитие» предполагает формирование у детей первичных представлений об Отечестве, социокультурных ценностей нашего народа, традициях, праздниках. В целях обогащения внутреннего мира детей старшего дошкольного возраста знаниями о героическом прошлом и настоящем родной страны, расширяя горизонты познания, развития творческих способностей, коммуникативных навыков и креативности мышления был разработан познавательно – исследовательский проект «Если очень захотеть, можно в космос полететь», посвященный первому космонавту планеты Земля, великому сыну России Ю.А. Гагарину. В этом году исполняется 60 лет первому полету человека в космос. Важно рассказать детям о нашей планете Земля, на которой мы живём, познакомить детей со строением Солнечной системы, подвигом Ю. А. Гагарина – первого космонавта планеты Земля, рассказать о значении освоения космоса для человечества. Проектная деятельность соответствует положениям ФГОС ДО, направлена на развитие личностных ресурсов ребёнка, познавательной активности, творческих способностей дошкольников. Она обеспечивает комфортные, безопасные условия развития личности, способствует реализации ее природного потенциала. 

В МДОУ-детском саду № 28 «Росинка» создан образовательный познавательно — исследовательский проект «Если очень захотеть, можно в космос полететь».

Проблема проекта: Современные родители мало уделяют внимания чтению художественной литературы, недостаточно приобщают детей к историческому прошлому родной страны. А ведь дошкольный возраст – прекрасное время открытий, новых знаний, развития всесторонне развитой личности, что способствует многогранному развитию дошкольников, успешному обучению в школе. Из-за недостатка знаний, пониженной познавательной активности, страдают грамотность и интеллект, эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности. Важно развивать познавательную активность детей. В связи с этим очевидна важность решения проблемы приобщения детей дошкольного возраста к истории родной страны посредством чтения произведений художественной литературы, игровой, творческой, опытно –экспериментальной деятельности.

«Едва ли есть более поучительная мерка

 развития человечества, как история наших

 воззрений на жизнь космоса…»

А.Г. Столетов

 Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. На самом деле, космическая тема очень интересна и познавательна; начиная с дошкольного возраста, дети задают много вопросов о космосе, звездах, планетах, так как эта тема будоражит их детскую фантазию. Произведения художественной литературы, беседы с детьми, экспериментальная деятельность развивают познавательную активность дошкольников. Космос – это обширная тема для исследовательской деятельности, вызывает интерес у детей старшего дошкольного возраста и дает возможность многосторонне развивать личность ребенка. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о космосе, Ю.А. Гагарине – первом космонавте планеты Земля, освоении космоса и его значении для человечества.

Гипотеза проекта: Реализация образовательного проекта «Если очень захотеть, можно в космос полететь» повысит уровень познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, а увлекательное посвящение в Отряд юных космонавтов позволит расширить их кругозор, выработать такие качества, как: сплоченность, дружба, взаимовыручка. Повысится интерес к художественной литературе патриотического содержания, познанию окружающего мира, желание беречь свою планету, с уважением и гордостью относиться к людям, прославившим страну.

Информационная карта образовательного познавательно – исследовательский проекта

«Если очень захотеть, можно в космос полететь».

Организация: МДОУ- детский сад №28 «Росинка»

Адрес: Московская область, г. Серпухов, ул. Подольская 24 «А»

Авторы: воспитатель Иванова О.Б.

Вид, тип проекта: краткосрочный: 2 неделя марта – 1 неделя апреля (1 месяц), познавательно – исследовательский

Участники проекта: дети, родители, воспитатели ДОУ

Место проведения: МДОУ — детский сад № 28 «Росинка»

Сроки проведения: март – апрель 2021 г.

Возраст детей: старший дошкольный возраст

Цель проекта:

Развитие познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста, формирование социально – нравственных черт личности, гордость за выдающихся людей, прославивших нашу страну.

Задачи проекта:

Для детей:

  1. Дать элементарные представления о строении Солнечной системы, звездах, планетах; о достижениях России в освоении космоса.
  2. Формировать знания о значении подвига Ю. А. Гагарина –первого космонавта планеты Земля.
  3. Развивать познавательно –исследовательскую и продуктивную деятельность детей.
  4. Формировать устойчивый интерес к чтению художественных произведений патриотического содержания, статьи из энциклопедических и познавательных изданий, вырабатывать навыки грамотного читателя через совместные мероприятия с детьми других групп и взрослыми.
  5. Сохранять и укреплять здоровье детей, содействовать их психофизическому развитию и двигательной активности.
  6. Приобщать детей дошкольного возраста к культурно – историческим и нравственно –патриотическим ценностям.

Для родителей:

1.Расширять представления родителей о познавательных интересах детей старшего дошкольного возраста, активизируя влияние семейного воспитания на развитие дошкольников; приобщать к совместному посещению выставок, музеев, планетария.

2. Развивать творческие способности дошкольников и их родителей.

Для педагогов:

  1. Разработать методическое обеспечение к проекту (конспекты бесед, НОД, викторины, сценарий итогового мероприятия)
  2. Пополнить развивающую среду детского сада новым дидактическим материалом.
  3. Создать условия для развития творчества, повышения профессионального мастерства.

Ожидаемый результат проекта

Для детей:

  • повысится кругозор, уровень познавательной мотивации;
  • расширятся знания о космосе, Ю.А. Гагарине – первом космонавте, освоении космоса и его значении для человечества;
  • расширится эмоционально – оценочная лексика, улучшится объяснительная речь;
  • станут внимательнее относиться друг к другу, сформируются такие качества: взаимовыручка, дружба, сплоченность;
  • появится потребность в чтении познавательной литературы.

Для родителей:

  • расширят свои знания о многообразии познавательной литературы и важности знакомства с ними детей;
  • осознают значение семейного чтения, чтения детских книг патриотического содержания, посещение выставок, музеев, планетария.

Для педагогов:

  • Повысят профессиональный уровень, совершенствуя деятельность по проектному методу;
  • Пополнят РППС группы;
  • Создадут методическое обеспечение к проекту.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

1 этап – подготовительный (2 неделя марта, 2021 г.)

  • Выбор форм и методов работы по проекту
  • Составление плана деятельности по проекту
  • Подбор материалов о строении Солнечной системы, художественных произведений познавательного содержания, иллюстрационного материала на тему: «Космос».
  • Подготовка цикла бесед о жизни Ю.А. Гагарина- первого космонавта планеты Земля.
  • Составление конспектов НОД, сценариев досуга, консультаций и информационного материала для родителей.
  • Создание мультимедийных презентаций
  • Анкетирование родителей

2 этап – основной, организационно-практический (3-4 неделя марта, 2021 г.)

С воспитанниками:

  • Проведение бесед «Кто такие космонавты», «Ю.А. Гагарин – первый космонавт планеты Земля», «Начало космической эры», НОД по познавательно –исследовательской деятельности «Загадки космоса».
  • Чтение произведений Н. Носова «Петя Рыжик на Луне», Г. Т. Черненко «Как человек полетел в космос».
  • Рассматривание иллюстраций в энциклопедическом издании «Я познаю мир».
  • Слушание аудиозаписи речи Ю.А. Гагарина во время полета, сказки «Незнайка на Луне»

Н. Носова.

  • Разучивание наизусть динамических пауз «Мы — космонавты», «На Луне жил звездочет», стихотворений В. Степанова «Гагарин и апрель».
  • Просмотр видеофильмов «Детям о космосе», «Наши космонавты».
  • Разучивание песенных и танцевальных композиций для досуга.
  • Участие в выставке рисунков «Мои космические мечты».
  • Развлечение «12 апреля –День Космонавтики»

С воспитанниками и родителями:

  • Участие в выставке творческих работ детей, родителей и педагогов на тему «Космос».

С педагогами ДОУ:

  • Консультация «Как познакомить ребенка с космосом»
  • Мастер-класс по оригами «Ракета летит в космос», «Космонавт».
  • Участие в муниципальном конкурсе «Зеленая планета 2021», «Близкий и далекий космос».

3 этап – заключительный (1 неделя апреля)

  • Выставка творческих работ воспитанников совместно с родителями на тему «Дорога к звездам»
  • Посещение детской библиотеки, музейно –выставочного центра по теме «Космос».
  • Подведение итогов проекта, оценка его результативности и эффективности, определение перспектив.

Результат реализации проекта «Если очень захотеть, можно в космос полететь»

 В результате проекта дети:

  • познакомились со строением Солнечной системы, звездами, планетами;
  • выучили наизусть стихотворение «Гагарин и апрель» В. Степанова, динамические паузы: «Космос», «Мы-космонавты»;
  • научились узнавать Ю.А. Гагарина на фотографиях и слайдах;
  • посмотрели презентации о жизни первого космонавта- Ю.А. Гагарина, услышали голос аудио записи речи Ю.А.  Гагарина во время полета;
  • стали проявлять интерес к познавательной литературе, осознанно относиться к книгам;
  • совместно с родителями и педагогами ДОУ создали творческие поделки по теме «Космос»;
  • приняли участие во Всероссийском творческом конкурсе Новое Достижение «Человек. Вселенная. Космос», посвященный 60-летию полета Ю.А. Гагарина. Результат: Дипломы победителей: 1, 2 место.

В результате проекта педагоги ДОУ:

  • создали методическое обеспечение к проекту:
  • конспекты бесед
  • конспекты НОД
  • мультимедийные презентации
  • сценарии досугов;
  • консультации для родителей и стендовая информация
  • организовали в группах ДОУ тематические выставки на тему «Космос».
  • пополнили РППС группы книгами, иллюстрациями, методическим материалом по теме проекта
  • организовали выставку творческих работ детей родителей и педагогов по теме «Космос».
  • приняли участие во Всероссийском творческом конкурсе Новое Достижение «Человек. Вселенная. Космос», посвященный 60-летию полета Ю.А. Гагарина. Результат: Дипломы победителей: 1, 2 место.

В результате проекта родители воспитанников:

  • Познакомились с информацией:
  • о подвиге Ю.А. Гагарина –первого космонавта России;
  • о необходимости воспитания у детей любви к чтению познавательной литературы.
  • о важности семейного чтения, совместного посещения выставок, музеев, планетария.
  • Участвовали в выставке творческих работ совместно с детьми на тему «Космос».

Перспективы дальнейшей работы:

С целью продолжения деятельности по развитию познавательных интересов старших дошкольников, воспитания любви к родному Отечеству, гордости за свою страну, интереса к художественной литературе патриотического содержания посредством создания образовательных проектов:

  • познакомить детей с великими с учеными -конструкторами: С.П. Королев, К.Э. Циолковский, и др. 
  • продолжить участвовать в творческих конкурсах, выставках;
  • продолжать вовлекать родителей воспитанников в образовательную деятельность ДОУ;
  • продолжать творческое сотрудничество с детской библиотекой и Музейно-выставочным центром г.о. Серпухов