Личностно-ориентированные технологии

Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики, это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного и образовательного процесса. Личностно-ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности, уважении к ней, природосообразности, добре и ласке, как основном средстве. Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного и образовательного процесса.
В центре внимания педагога — уникальная целост¬ная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализа¬ции своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в раз¬нообразных жизненных ситуациях.
Объяснение — всегда взгляд «сверху вниз», всегда назидание. Понимание — это общение, сотрудничество, равенство во вза-имопонимании. Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социаль¬ного контроля к развитию, от управления к самоуправлению. Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка. Это клю¬чевые слова в характеристике технологий личностно-ориенти¬рованного образования. Поддержка основывается на трех прин¬ципах, сформулированных Ш. А. Амонашвили: «Любить ребен-ка, очеловечить среду, в которой он живет; прожить в ребенке свое детство».

Следовательно, можно предположить, что для педагоги¬ческих технологий, ориентированных на развитие личност¬ных качеств ребенка, его индивидуальности, характерно сле¬дующее:
 смена педагогического воздействия на педагогическое вза-имодействие;
 изменение направленности педагогического «вектора» — не только от взрослого к ребенку, но и от ребенка к взрослому;
 основной доминантой является выявление личностных особенностей каждого ребенка, как индивидуального субъ¬екта познания и других видов деятельности;
 содержание образования не должно представлять собой только лишь набор социокультурных образцов в виде правил, приемов действия, поведения; оно должно включать содержание субъектного опыта ребенка как опыта его индивидуальной жизнедеятельности, без чего содержание образования становится обезличенным, формальным, но востребованным.

Основная и очень ответственная задача ДОУ- раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Раскрытие индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения, обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной жизни. Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих работать с каждым ребенком в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей.
Личностно- ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому педагогическая деятельность по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему:
 обращаться с детьми ласково, с улыбкой;
 стремиться установить доверительные отношения, проявлять внимание к их настроению, желаниям, достижениям и неудачам; поощрять самостоятельность в выполнении различных заданий;
 чутко реагировать на инициативу в общении, потребность в поддержке;
 слушать детей внимательно и уважением;
 вежливо и доброжелательно отвечать на вопросы и просьбы, обсуждать проблемы;
 стремиться помочь;
 в течение образовательной деятельности общаться не только с группой в целом, но и каждым ребенком индивидуально.
 организовывать образовательную деятельность в форме игр;
 обучение проводить в мягкой форме, без насилия;
 в ходе совместной игры или организованной образовательной деятельности, найти время и возможность обратиться к каждому ребенку по имени, проявить заинтересованность к ребенку;
 организуя организованную образовательную деятельность, не заставлять участвовать в них всех детей;
 стараться пробудить инициативу, вовлекая ребенка в игру;
 выражать одобрение к оригинальным действиям и высказываниям детей;
 подчеркивать достоинства каждого ребенка;
 чаще пользоваться поощрением, поддержкой, чем порицанием;
 указывая на ошибки детей, делать это мягко, не унижая перед сверстниками и, не ущемляя достоинства ребенка;
 контролируя усвоение материала, учитывать такие особенности ребенка, как: смущение, застенчивость, не допуская возникновения у него негативных переживаний;
 поддерживать положительное самоощущение детей, способствовать формированию у них знаний о своих возможностях и способностях;
 создавать условия для обогащения детей впечатлениями, используя для этого разнообразные возможности ИКТ;
Каждый педагог вносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное. Индивидуальность педагогическая определяется уровнем осмысления содержания программы, оснащением педагогического процесса, условиями в которых находятся дети. Поэтому и считается, что каждая конкретная технология считается авторской.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель — содействовать становлению ребенка как личности.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы образования и воспитания личность ребенка, обеспечение ему комфортных условий в учреждении, в котором он находится, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации имеющихся природных потенциалов. Личность ребенка в данной технологии не только субъект, но и субъект приоритетный: она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо цели.
При рассмотрении сущности личностно-ориентированно¬го подхода во взаимодействии педагога с детьми необходимо остановиться на ряде понятий, понимание которых при осу¬ществлении педагогических действий является главным ин¬струментом мыслительной деятельности педагога.
Индивидуальность — неповторимое своеобразие каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в ка¬честве субъекта развития в течение жизни.
Личность — постоянно изменяющееся системное качест¬во, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность че¬ловека.
Замысел личностно-ориентированного взаимодействия — создание педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка (актуализация субъектного опыта детей; оказание им помощи в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа деятельности, раскрытии и развитии инди-видуальных познавательных процессов и интересов; содей¬ствие ребенку в формировании положительной Я — концепции, развитии творческих способностей, овладении уме¬ниями и навыками самопознания:
 цель, в которой прогнозируется результат деятельности;
 содержание, которое представлено в виде знаний, впечатлений, переживаний и желаний ребенка;
 средства, позволяющие реализовать замысел;
 результат, в качестве которого выступают речевая форма и др.

В связи с этим в самом общем виде структура совместной деятельности может быть определена следующим образом:

 I часть — постановка воспитателем (возможно и детьми) познавательной, проблемной или иной задачи и принятие е всеми участниками;
 II часть — процесс совместной деятельности — анализ задачи, выдвижение детьми способов решения задачи, обсуждение и выбор способов решения и собственное решение: совместная деятельность детей и взрослых га реализации задачи;
 III часть — результаты совместной деятельности, их обсуждение и оценка.

Применительно к совместной деятельности педагога и детей на занятии структура такого занятия может быть представлена следующим образом:
 совместное выделение темы, интересующей детей;
 совместное определение цели деятельности детей;
 самостоятельная деятельность детей, дифференцированная помощь педагога;
 обсуждение полученного результата: хода занятия, действий каждого ребенка, обсуждение успехов, выяснение причин, неудач.

Создаваемые педагогом в процессе взаимодействия с детьми ситуации, ориентированные на личностное развитие должны предоставлять ребенку возможность реализовать себя как лич¬ность и ставить ребенка перед необходимостью самостоятель¬но принимать решения о выборе, проявлять волевое усилие для достижения цели, выражать свою индивидуальность. В процессе личностно-ориентированного взаимодействия ре¬бенку предоставляется право выбора (возможность избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности). Предлагая ребенку совер¬шить осознанный выбор, педагог помогает ему формировать свою неповторимость. Создаваемая ситуация выбора — это спроектированная педагогом деятельность, когда детям предо¬ставляется возможность (для проявления своей активности, самостоятельности и индивидуального стиля поведения) от¬дать свое предпочтение одному из вариантов задания, тому или иному способу действия, партнеру по де-ятельности. Ситуация выбора при правильном построении по¬зволяет поставить ребенка в позицию субъекта деятельности, оказывает успешное влияние на развитие его личностных ка¬честв (активности, инициативности, самостоятельности).
Данная технология позволяет осуществление индивидуально-дифференцированного под¬хода, при котором воспитатель дифференцирует группу на типологические подгруппы, объединяющие детей с общей социальной ситуацией развития, и конструирует педагоги-ческое воздействие в подгруппах путем создания дозиро¬ванных по содержанию, объему, сложности, физическим, эмоциональным и психическим нагрузкам заданий и об¬разовательных ситуаций (цель индивидуально-дифферен¬цированного подхода — помочь ребенку максимально ре¬ализовать свой личностный потенциал, освоить доступный возрасту социальный опыт.
Создание комфортных условий, исключающих «дидакти¬ческий синдром», заорганизованность, излишнюю регла¬ментацию, при этом важны атмосфера доверия, сотруд¬ничества, сопереживания, гуманистическая система взаи¬модействия взрослых и детей во взаимоувлекательной деятельности (этим обусловлен отказ от традиционных за¬нятий по образцу, ориентированных на репродуктивную детскую деятельность, формирование навыков).
Сотрудничество педагогического коллектива детского сада с родителями (выделяются три ступени взаимодействия: создание общей установки на совместное решение задач воспитания; разработка общей стратегии сотрудничества; реализация единого согласованного индивидуального под¬хода к ребенку с целью максимального развития его лич¬ностного потенциала).
Таким образом, педагогическая технология целостного развития ребенка-дошкольника должна помочь дошкольнику войти в современный мир, приобщиться к его ценностям, осознать свое «я», научиться строить на гуманистической ос¬нове взаимоотношения со взрослыми и детьми в реальных, привычных бытовых ситуациях повседневного общения.

Структура технологии обучения дошкольников в ДОУ.
Основные компоненты:
1. Предварительная диагностика уровня усвоения учебного материала (не путать с уровнем общего развития детей) и отбор обучаемых в группы с однородным уровнем уже имеющихся знаний и опыта. Результаты широкого применения предварительного диагностирования в ДОУ при наборе и группировка с одинаковым (или близким) уровнем подготовленности доказали необходимость включения этого элемента в практику. Предварительная диагностика технологии личностно ориентированного обучения отбор необходимы не только при поступлении в ДОУ, но и в большинстве случаев при начале изучения какого-либо материала.
2. Мотивация и организация учебной деятельности дошкольников. Мотивация представляет собой одно из ведущих направлений работы воспитателя. При введении технологии личностно ориентированного обучения дошкольников это направление в работе воспитателя приобретает особое значение — взаимодействие ребенка со средством образования не всегда может приносить радость и удовольствие, хотя и такое возможно (к примеру, компьютерные игры очень привлекают детей). Поэтому основная задача воспитателя при внедрении технологии обучения дошкольников – привлечение детей к занятиям познавательной деятельностью и поддержка этого интереса.
3. Действие средств обучения. Этот этап и есть собственно процесс реализации технологии личностно ориентированного обучения, осуществляющийся через взаимодействие дошкольников со средствами обучения. На этом этапе происходит усвоение учебного материала ребенком при взаимодействии не с воспитателем, как при фронтальном или индивидуальном обучении, а со средством обучения.
4. Контроль качества усвоения материала. Технология личностно ориентированного обучения дошкольников уделяет значительное внимание процессу контроля. Если при использовании методики основное внимание уделялось процессу организации деятельности детей по освоению знаний и накоплению опыта, то в технологии компоненты организации деятельности и контроля равнозначны.
Любая используемая в социальной сфере технология имеет свои особенности. Для технологии обучения характерны следующие особенности:
• неопределенность результата, отсутствие методов и средств, дающих сразу после одного цикла взаимодействия (обучения) необходимый 100-процентный результат;
• периодическое проведение контроля по совершенствуемому параметру;
• выявление и отбор отстающих;
• дополнительная работа с отобранными, т. е. проведение повторного цикла взаимодействия;
• вторичное проведение контроля после дополнительной работы;
• в случае устойчивого непонимания дошкольников нового материала проводится еще и диагностика причин непонимания или отставания.
В некоторых случаях процесс обучения, содержащий значительный элемент общения и взаимодействия детей, можно назвать технологичным процессом. Это становится возможным, если:
• средства обучения играют в обучении ведущую роль;
• цель обучения ставится диагностично (с указанием требуемого уровня усвоения);
• достижение конечного результата осуществляется с точностью не менее 70 % (по данному уровню усвоения).
Создание высокоэффективных технологий личностно ориентированного обучения дошкольников позволяет, с одной стороны, детям повысить эффективность освоения учебного материала и, с другой стороны, педагогам уделять больше внимания вопросам индивидуального и личностного роста, направлять их творческое развитие.
Таким образом, технологии личностно ориентированного обучения дошкольников, повышают результативность обучения каждого ребенка и систем обратной связи, позволяют обучать детей в соответствии с их индивидуальными возможностями и складом характера. Например, если один ребенок усваивает материал с первого раза, то другой может прорабатывать материал два-три раза и более.

Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

Цели реализации технологии:
1. Создание максимально благоприятных условий для развития у детей творческих способностей.
2. Формирование у детей коммуникативных умений через театрализованную деятельность.
Задачи реализации технологии:
1. Пробудить у детей интерес к театральному искусству.
2. Воспитать эстетическое отношение к явлениям окружающей действительности.
3. Развить познавательные интересы дошкольников через расширение представлений о видах театрального искусства.
4. Сформировать умения налаживать партнерские отношения через театрализованную деятельность.
5. Развить эмоционально-положительное отношение к сверстникам.
6. Сформировать первоначальные представления о средствах актёрской выразительности, умения перевоплощаться, брать на себя роль.
7. Развить психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, речь, эмоционально-волевую сферу, а также интеллектуальные, музыкальные и творческие способности.

Задача педагога – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.

Технология проведения учебного занятия в системе дифференцированного обучения предполагает несколько этапов:
• Ориентационный этап (договорной). Педагог договаривается с детьми, о том, как они будут работать, к чему стремиться, чего достигнут. Каждый отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на разных уровнях, который выбирает самостоятельно.
• Подготовительный этап. Дидактическая задача – обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения. Необходимо объяснить, почему это нужно научиться делать, где это пригодиться и почему без этого нельзя (иными словами, «завести мотор»). На этом этапе вводный контроль (тест, упражнение). Дидактическая задача – восстановить в памяти все то, на чем строиться занятие.
• Основной этап – усвоение знаний и умений. Учебная информация излагается кратко, четко, ясно, с опорой на образцы. Затем дети должны перейти на самостоятельную работу и взаимопроверку. Основной принцип – каждый добывает знания сам.
• Итоговый этап – оценка лучших работ, ответов, обобщение пройденного на занятии.
Планирование и технология проведения личностно-ориентированного НОД.

Часто мы под личностно-ориентированным занятием понимаем гуманное, уважительное отношение к детям, видя свою задачу, прежде всего в том, чтобы создать, эмоционально-положительный настрой группы на работу. Широко используются различные формы «занятий с увлечением», насыщенные играми и самостоятельными творческими делами. Все это, безусловно, делает занятие более интересным, привлекательным, более результативным, но еще не дает основания считать его личностно-ориентированным.
Для последнего недостаточно создать в группе благожелательную творческую атмосферу. Суть личностно-ориентированной педагогики заключается в постоянном обращении к субъективному опыту детей, к опыту их собственной жизнедеятельности. Самое важное при этом — признание самобытности и уникальности каждого малыша. При этом от педагога требуется пересмотр ряда привычных профессиональных позиций.
1. Опора на субъективный опыт ребенка
Педагог сообщает детям знания в строгой логической последовательности. Но любое знание (особенно новое) должно опираться на субъективный опыт ребенка, его интересы, склонности, устремления, индивидуально-значимые ценности, которые определяют своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым малышом.
В процессе общения на занятии происходит не только одностороннее воздействие педагога на ребенка, но и обратный процесс.
Ребенок должен иметь возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочно принимать («усваивать») все, что сообщает ему педагог.
В этом смысле педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта. Основной замысел личностно-ориентированного занятия состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта ребенка, согласовать его с задаваемым и тем самым добиться личностного усвоения этого нового содержания.
Педагог должен продумать не только то, какой материал он будет сообщать, но то, какие возможны переклички этого материала с личным опытом детей. При организации личностно-ориентированного занятия профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию малыша по содержанию обсуждаемой темы.
Нужно подумать, как обсуждать детские «версии» не в жестко-оценочной ситуации (правильно — неправильно), а в равноправном диалоге. Только в этом случае дети будут стремиться быть «услышанными» взрослым.
2. Знание психофизических особенностей
Обычно, готовясь к занятию, педагог подбирает дидактический материал, позволяющий ему использовать задания разной степени трудности.
Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному занятию требует от педагога еще и знания индивидуальных предпочтений каждого ребенка в работе с материалом.
Он должен располагать набором дидактических карточек, позволяющих ребенку работать с одним и тем же содержанием, предусмотренным программными требованиями, но передавать его при этом различными способами: словом, знаково-условным обозначением, рисунком, предметным изображением и т.д.
Конечно, ребенку надо предоставить возможность проявить индивидуальную избирательность в работе с материалом. Классификация дидактического материала, подбор и использование его в ходе занятия требуют особой подготовки педагога, и прежде всего знания психофизиологических особенностей детей, умения выявлять и продуктивно их использовать в процессе усвоения.
3. В роли равноправных партнеров
Не менее важны сценарий занятия и его `режиссура`. Общение на занятии должно быть построено таким образом, чтобы ребенок мог сам выбирать наиболее интересующее его задание по содержанию, виду и форме — и тем самым наиболее активно проявить себя. Для этого воспитателю следует относить все информационные методы работы на занятии (установочные, содержательные, инструктивные) — к фронтальным, а все формы самостоятельной или парной работы — к индивидуальным.
Это требует учета не только познавательных, но и эмоционально-волевых, мотивационно-потребностных особенностей детей и возможностей их проявления в ходе занятия. Поэтому-то при подготовке к занятию надо заранее спроектировать все возможные типы общения, подчиненные учебным целям, все формы сотрудничества между партнерами по познанию.
4. Рекомендации к подготовке занятия
Разработка гибкого плана включает в себя:
• Определение общей цели и ее конкретизацию в зависимости от разных этапов занятия.
• Подбор и организацию такого дидактического материала, который позволяет выявлять индивидуальную избирательность детей к содержанию, виду и форме познания.
• Планирование разных форм организации работы (соотношение фронтальной, индивидуальной, самостоятельной работы).
• Выбор критериев оценки продуктивности работы с учетом характера заданий (дословный пересказ, изложение своими словами, выполнение творческих заданий).
• Планирование характера общения и межличностных взаимодействий в процессе занятия:
o использование разных форм общения (монолога, диалога, полилога) с учетом целей занятия;
o проектирование характера взаимодействий детей на занятии с учетом их личностных особенностей и требований к межгрупповому взаимодействию;
o использование содержания субъектного опыта всех участников занятия в диалоге «ребенок — педагог» и «ребенок — дети».
Планирование результативности занятия предусматривает:
1. обобщение полученных знаний и умений, оценку их усвоенности;
2. анализ результатов групповой и индивидуальной работы;
3. внимание к процессу выполнения заданий, а не только к результату.
5. Рекомендации к проведению образовательной деятельности
Следует использовать разнообразные формы и методы организации работы детей, позволяющие раскрыть содержание их личного опыта относительно предложенной темы.
Необходимо создать атмосферу заинтересованности каждого ребенка в работе всех и стимулировать детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий без боязни ошибиться.
Педагог должен поощрять стремление детей предлагать свои собственные способы работы (выполнения задания), анализировать в ходе занятия способы, предлагаемые другими детьми, и стремление поддерживать наиболее оптимальные и рациональные из них.
Следует предлагать такие задания, которые позволяют ребенку самому выбрать тип, вид, форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
Педагог должен создавать такие ситуации общения, которые позволяют каждому ребенку проявить инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы.
Нужно обсуждать с детьми не только то, что «мы узнали» (чем овладели), но и то, что им понравилось и не понравилось, почему, что бы они хотели выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
Итак, подчеркнем основные особенности личностно-ориентированных занятий с детьми:
1. Конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования.
2. Продумывание педагогом возможностей для самопроявления детей.
3. Проведение наблюдений за детьми, отслеживание их развития.
4. Предоставление детям возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы.
5. Поощрение высказанных детьми идей, организация обмена мыслями и мнениями.
6. Стимулирование детей к активным действиям по усвоению знаний.
7. Стремление к созданию ситуаций успеха для каждого ребенка.
8. Привлечение детей к использованию различных путей поиска и добывания информации о мире.
9. Использование личного опыта каждого ребенка.
10. Создание по ходу занятия `трудных ситуаций`, как возможностей применить новые знания.
11. Продуманное чередование видов работ, типов деятельности для снижения утомляемости детей.
6. Основные критерии анализа личностно-ориентированного занятия
1. Создание педагогом в начале занятия положительного эмоционального настроя на работу.
2. Сообщение старшим дошкольникам не только темы, но и целей, форм работы.
3. Гибкость организации деятельности детей в зависимости от цели этапов занятия.
4. Стимулирование детей к выбору различных способов выполнения деятельности.
5. Использование дидактического материала, позволяющего ребенку проявлять личностную избирательность.
6. Активизация личного опыта ребенка и его использование в процессе занятия.
7. Преобладающая форма общения: диалог.
8. Предпочитаемые формы работы (изложения знаний, самостоятельная работа, коллективное решение творческих задач, анализ).

Литература
1. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. Детство-Пресс, 2012 г.
2. Якиманская И.С. Личностно-ориентированная система обучения: принципы ее построения. — М., 1996.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 2008.
4. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование: концепции и технологии. Волгоград, 1996.
5. Степанов Е. Н. Личностно ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование. — М.: ТЦ Сфера, 2008.
6. Михеева Е.В. Современные технологии обучения дошкольников. Волгоград: Учитель, 2013.