Консультация для родителей: «Готовность детей к школе»

Что мы понимаем под готовностью к школе. Первое что приходит на ум — это обучение ребенку письму или счету, чтению. Но это еще не все. Очень важно подготовить ребенка психологически и физически к школе. Ведь в этот период его жизни меняется все: режим, в его жизни появляются новые люди и новые требования. Поэтому очень важно помочь ребенку и поддерживать его. Существует такое понятие как «школьная зрелость», т.е. ребёнок должен «созреть» для школы, его психическое и физиологическое развитие должно достичь соответствующего уровня. Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики. А психологи оценивают психологическую готовность, которая включает в себя такие компоненты:
Эмоционально-волевая зрелость:
 уровень развития произвольности;
 учебная мотивация;
 тревожность.
Интеллектуальная зрелость (уровень сформированности таких психических процессов):
 мышление;
 восприятие (зрительное, слуховое);
 память (зрительная, слуховая, произвольная);
 речь;
 воображение.
Социальная готовность:
 социальная компетентность;
 коммуникативные навыки.
Независимо от выбора школы, обязательно необходимы занятия по подготовке ребенка к школе дома, под руководством родителей.
Подготовка к школе должна осуществляться со всех сторон: в детском саду, на специальных курсах и обязательно дома.
Главное, чтобы занятия ребенка с родителями не сводились к «натаскиванию» на решение стандартных тестов и задачек, так как это не привносит никакого вклада в развитие мышления и интеллекта ребенка, а способствует лишь составлению ложного впечатления у учителя и добавляет трудностей в дальнейшем обучение, которое, вероятно, тяжелой ношей для неподготовленного ума.
Необходимо построить взаимодействие с ребенком так, чтобы дошкольник «своим умом» нашел решение любой задачки и с легкостью ответил на самый каверзный вопрос. И это будет тем более мощным, чем лучше и легче ребенок сможет применить, полученные знания на практике. Эмоциональная поддержка родителей, своевременная похвала, корректное и грамотное разрешение спорных вопросов и проблемных ситуаций, помогут настроить ребенка на активную жизненную позицию, с творческим подходом подходить к любому делу, осознавая себя как личность, достойная успеха.
Для этого родителям необходимо:
 развивать в ребенке способность слушать;
 учить пониманию прочитанного;
 развивать умение пересказывать; проводить зрительное сопоставление;
 решать с ним простые задачи;
 вместе с ребенком анализировать, сравнивать слова.
Все это нужно для того, чтобы будущий школьник на момент поступления в первый класс умел:
 слушать взрослого и воспринимать его указания, руководствуясь ими во время занятий;
 осознавать необходимость спрашивать, если задание ему не понятно;
 оценивать свою работу;
 владеть понятиями «больше», «меньше», «одинаково», «столько же», «короткий», «длинный», «старше», «младше»;
 сравнивать самые простые предметы.
или явлении.

Перед поступлением в 1 класс ребенок должен знать:
 Основные цвета;
 Дни недели;
 Месяцы;
 Времена года;
 Понятия «право — лево»;
 Основные профессии;
 Домашних и основные виды диких животных;
 Детенышей животных;
 Знать зимующих и перелетных птиц;
 Виды транспорта;
 Уметь ориентироваться на бумаге;
 Знать что такое овощи и фрукты. Уметь отличать овощи от фруктов;
 Должен уметь показать правый глаз, правую руку и т.д.
Что должен знать ребенок по математике.
По математике ребенок должен знать:
 Прямой и обратный счет: от 0-20.
 Состав чисел (из двух меньших и из отдельных единиц);
 Знать понятия «больше — меньше, поровну», «большой – маленький», «высокий — низкий», «широкий — узкий»;
 Знать основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;
 Уметь соотносить цифру и число предметов;
 Ориентироваться на бумаге в клеточку – уметь писать графический диктант (одна клетка вправо, одна клетка влево и т.д.).
Память, мышление, внимание и речь.
Ребенок должен уметь:
 Пересказывать простое услышанное произведение;
 Рассказывать по картинке (не отдельными словами, а составлять рассказ по картинке);
 Знать стихотворения;
 Сочинять сказки;
 Отвечать на поставленные вопросы;
 Делать какое-либо задание по образцу;
 Уметь описывать картинку по памяти;
 Запоминать до 10 увиденных картинок;
 Заканчивать предложения;
 Находить лишнюю картинку или слово;
 Уметь отгадывать загадки;
 Группировать предметы по признаку.
Что ребенок должен знать по чтению.
При подготовке к школе ребенок должен знать:
 Буквы;
 Уметь соотносить звук с буквой;
 Вычленять звуки из слова;
 Подбирать слова на заданный звук или букву;
 Читать слова и простые предложения (по слогам);
 Понимать, что такое предложение и где оно заканчивается.
Навыки письма.
Не стоит забывать и про навыки письма. Ребенок должен уметь:
 Обводить картинки по контуру
 Обводить печатные буквы по контору
 Правильно держать ручку в руке
 Копировать геометрическую фигуру по клеточкам

Родителям необходимо понимать, что большое количество знаний, полученных еще до начала школьных занятий, еще не являются залогом успеха. Главное – психологическая готовность ребенка к учебе и стремление к получению новых знаний.
Верьте в успех своего будущего первоклассника и вселяйте эту уверенность в него самого!