Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Оригами» (5-6 лет)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников
№ 28 «Росинка»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности
«Оригами» (5-6 лет)

Срок реализации: 1 год

Педагог:
Иванова О.Б.

г.о. Серпухов, 2020
Содержание
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка 3
1.2. Цель и задачи реализации Программы 4
1.3. Принципы и подходы к реализации Программы 4
1.4 Особенности развития детей 5-6 лет 6
1.5 Планируемые результаты освоения воспитанниками Программы 7
2. Содержательный раздел
2.1 Формирование творческой личности ребенка-дошкольника средствами технико-творческого моделирования 8
2.2 Методика организации и проведения занятий 11
2.2.1 Принципы построения педагогического процесса 12
2.2.2 Методы и приёмы обучения 12
2.2.3 Этапы работы 13
2.3 Содержание учебного курса 13
2.3.1 Оригами 14
2.4 Календарно-тематическое планирование 18
3. Организационный раздел
3.1 Психолого- педагогические условия, обеспечивающие творческое развитие ребенка 24
3.2 Организация и оформление РППС для функциональной работы кружка (материалы для реализации Программы) 30
3.3 Список используемой литературы 38
Приложение 39

1.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
В соответствии с Федеральным законом от 29,12,2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», дополнительное образование – это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании. Дополнительное образование направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает изменение подходов к организации воспитательно -образовательного процесса. ФГОС ДО предлагает «реализацию Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности…»
Данная программа составлена с учётом программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С, Комаровой, М. А. Васильевой; наглядно-методических пособий по изобразительной деятельности: «Изобразительная деятельность в детском саду» И.А. Лыковой, «Оригами» С.В. Соколовой, «Художественный труд в детском саду» И.А. Лыковой. Актуальной основой для программы являются взгляды В.А. Сухомлинского: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Данная программа и направлена на поддержание этого интереса. Необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально-эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества. Одно из наиболее интересных направлений художественно-эстетического
цикла – это конструирование из бумаги. Отличительной особенностью работы с бумагой является многообразие ее применения в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста, даёт возможность им проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, приобрести ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.

1.2. Цель и задачи реализации программы: развитие личности ребенка, его способностей, творческих задатков интеллекта.
Основные задачи:
Образовательные:
-знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
— обучать различным приемам работы с бумагой, умению сгибать пополам, по диагоналям.
-учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции)
Развивающие: -развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер;
-развивать речевые навыки;
-развивать творческую фантазию, эстетическое и цветовое восприятие;
Воспитательные: — воспитывать навыки аккуратной работы с бумагой;
-воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ.
Срок реализации программы – 1 год.

1.3. Принципы и подходы к реализации программы:
При разработке программы учитывались принципы и подходы, определённые Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования :
поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа онтогенеза;
личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых
(родителей [законных представителей], педагогических и иных работников образовательной организации) и детей;
уважение личности ребёнка;
реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры в мастерскую, познавательной и исследовательской деятельности, обеспечивающей художественно¬-эстетическое, познавательное, социально-коммуникативное, физическое, речевое развитие ребёнка;
полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (в данном случае — старшего дошкольного возраста), амплификация (обогащение) детского развития;
поддержка детской инициативы;
принцип индивидуализации дошкольного образования;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Общепедагогические принципы обусловлены единством учебно-воспитательного пространства МДОУ:
 Принцип сезонности: построение и корректировка познавательного содержания программы с учетом природных и социальных особенностей данной местности и в данный момент времени.
 Принцип систематичности и последовательности: постановка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от хорошо известного к незнакомому».
 Принцип цикличности: построение или корректировка содержания программы с постепенным усложнением и расширением от 6 до 7 лет.
 Принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса.
 Принцип развивающего характера образования.
 Принцип природосообразности: постановка и корректировка задач с учетом «природы» детей — возрастных особенностей, индивидуальных способностей.
 Принцип интереса: построение и корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества в целом.
 Принцип интеграции различных видов искусства и художественной, технико-творческой деятельности.
 Принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом.
 Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта.
 Принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего).
 Принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, результатам своего труда и труда сверстников, сохранение непосредственности, эмоциональной открытости).
1.4. Особенности развития детей 5-6 лет
Закреплять умение складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях; использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона. Формировать умение создавать предметы из полосок цветной бумаги (коврик, дорожка, закладка), подбирать цвета их оттенки из полосок цветной бумаги (коврик, дорожка, закладка), подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам. Формировать умение использовать образец. Совершенствовать умение детей создавать объёмные игрушки в технике оригами.
Методы и приемы обучения.
Для реализации программы в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.
Словесные методы: беседа, вопросы, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы), объяснение, напоминание, поощрение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.
Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.
Используется на занятиях и такой приём, как практический. Изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание в слух. Тем самым, поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия.
Для того чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетичный вид, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.
Программа рассчитана для детей 5-6 лет.
Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками «взрослости», желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Режим занятий: 1 раз в неделю, 4 раза в месяц, 36 раз в год.
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю длительностью 25-30 минут во второй половине дня, по подгруппам. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
Занятия проходят в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).
1.5. Планируемые результаты освоения детьми программы
— освоят различные приемы работы с бумагой;
— научатся следовать устным инструкциям;
— научатся создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги;
— разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение;
— разовьют мелкую моторику рук и глазомер;
— разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию;
— познакомятся с различными техниками работы с бумагой;
— овладеют навыками культуры труда;
— улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

2.Содержательный раздел
2.1. Формирование творческой личности ребенка-дошкольника средствами технико-творческого моделирования.
Сегодня вопрос о детском художественном творчестве решается в смысле необычайной педагогической ценности. «Детское творчество научает ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и учит психику восхождению» (Л.С. Выготский), следовательно, оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетических отношений.
Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже выходит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.
Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития детского творчества и способностей, отмечают, что различные виды продуктивной деятельности, в частности, работа с различными материалами, влияет на развитие способностей к творческой деятельности. Говоря о способностях, Т.С. Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на его основе воображение, ручная умелость, эмоционально-¬положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка успешно развиваются в работе с различными материалами, так как развитие художественно-¬творческих способностей в художественной деятельности способствует развитию способностей к другому виду деятельности.
В процессе работы с тканью, бумагой, глиной, природным материалом дошкольники познают свойства различных материалов, возможности их преобразования и использования в различных композициях.
Особенностью технико-творческой деятельности, отличающей ее от других видов художественного творчества детей, является то, что результат ее (поделка, модель, панно, рисунок, скульптура, аппликация, инсталляция и др.) не исчезнет в момент прекращения ребенком действий по созданию изображения, как это происходит в музыкальной, театральной и других видах детского творчества. Созданные ребёнком образ, модель остается, их можно рассматривать, оценивать, совершенствовать
Сегодня проблема творческого развития и саморазвития личности приобрела особую актуальность. Это вызвано характерным для современного периода противоречием между потребностью общества в человеке образованном, культурном, творчески мыслящем – с одной стороны, и снижением общего уровня культуры и образованности общества в целом – с другой стороны.
Поэтому нужно с детства готовить ребенка к принятию самостоятельных, творческих решений, умению ориентироваться в современном мире. Для того чтобы он творчески развивался сам, взрослым необходимо создать такие условия его жизнедеятельности, которые вызывали бы у детей потребность к творчеству, преобразованию себя и окружающей среды.
Развитию у дошкольников способности к творческому поиску и преобразованию действительности помогают занятия технико-творческим моделированием, которые воспринимаются детьми с удовольствием как увлекательная игра, а не учеба.
Выполнение заданий творческого моделирования нацелено на развитие задатков и способностей в сфере формообразования, а также на развитие воображения, объемного восприятия и образного мышления.
Занятия искусством, моделированием и макетированием являются важной областью развития творческих способностей детей, дают свободу творческому самовыражению. Важным является, чтобы элементы творчества присутствовали во всех видах деятельности детей: на занятиях, в игре, в общении — это активизирует их творческие способности. Если результаты творческого моделирования детей — их макеты, игрушки, малые формы и др. – бережно хранятся и наполняют, формируют эстетическую среду жизнедеятельности, то происходит создание условий, располагающих детей к творчеству.
Большое значение на творческих занятиях имеет создание атмосферы духовной свободы, ситуаций успеха, условий, способствующих максимальной реализации возможностей ребенка, а также его становлению
как неповторимой целостной гармоничной личности. Свобода в художественном творчестве обусловлена потребностями, интересом и творческими возможностями художника. Необходимо предоставить ребятам право на свободный выбор, выполнение заданий разными средствами (рисунок, аппликация, лепка, нетрадиционные художественные техники), право на творческий поиск и на ошибку.
Для того чтобы отразить все многообразие связей между явлениями, событиями и самими людьми, нужен не только словесно- логический, но и образный способ мышления. Особенностью образного мышления является одномоментное и одновременное «схватывание» всех возможных связей между предметами и явлениями. Развитие образного мышления предполагает решение таких задач, как абстрактное изображение, связанное с формой, передача объема, пространства, выражение настроения и чувства цветом, ритмом и др. Все преуспевающие инженеры, дизайнеры, ученые мира обязательно прошли школу художественно- эстетического воспитания и специальную подготовку по развитию образного мышления.
Приобщение детей к народной культуре – необходимое условие эффективности творческого моделирования. Испокон веков русские люди проводили долгие вечера (досуг) за рукоделием. Взрослые и дети вместе ткали, вышивали, вязали, водили хороводы, при этом пели хором. Бережно хранили и передавали из поколения в поколение, «из рук в руки», «из уст в уста» песни, былины и мифы, а также приемы, способы, методы- секреты мастерства, которые вырабатывались и шлифовались веками. Народные мастера, изучая опыт прошлых поколений, создавали произведения искусства, привнося личное восприятие, ощущение, понимание с позиций современности, вкладывая частицу своего таланта. Поэтому сделанное с душой веками хранит свет духа и тепло рук своего творца. Народная культура- это питающая основа для творческого саморазвития человека.
При непосредственном общении с подлинными предметами народных промыслов как частью материальной культуры ребята открывают для себя наиболее характерные черты русского народного творчества. Это яркая образность, добрый юмор, прекрасное чувство материала и т.д. Дети узнают особые приемы, с помощью которых умельцы добивались наибольшей художественной выразительности, высокой эстетичности. Это четкость силуэта и пропорций, использование цвета и узора.
Очень полезно детям на начальной стадии занятий моделированием изучать и даже копировать образцы, тренируя руку и глаз, но затем, уже по собственным эскизам, выполнять композиции по мотивам и «в стиле». Главная цель выполнения работы «в стиле»- не точно повторить детали, а бережно сохранить дух, чтобы традиция жила и возрождалась не во внешней форме, а в духе.
Наиболее значимым условием эффективности процесса творческого моделирования является психолого-педагогическая поддержка ребенка. Она должна опираться на понимание природы ребенка, учитывать разноуровневость и динамику его психологических, социальных, культурных изменений. Психологическая поддержка определяется как понимание, признание, доверие, похвала.
Создание благоприятных для развития и самореализации личности ребенка условий становится главной целью поддерживающей педагогики. Этому способствуют сотрудничество, взаимодействие педагога и ребенка, совместная с ребенком постановка целей деятельности, оценка его возможностей. Осознание, свободный выбор приводят ребят к осмысленному отношению к деятельности. Дети продвигаются от повторения чужого к производству своего, применяя на практике полученные знания.
Продуктивность творческого моделирования заключается в том, что оно стимулирует свободное проявление природных возможностей ребенка, пробуждает устойчивый интерес к творчеству, познанию себя и своих возможностей, ведет к саморазвитию.
Технико-творческое моделирование развивает образное, комбинирующее мышление, многоплановое восприятие мира, вырабатывает вариативный подход к решению проблемы, развивает эстетический вкус. Свои творения дети оставляют в группе, уносят домой, дарят близким и т.д. Главным результатом занятий технико-творческим моделированием, являются не столько готовые изделия и созданная с их помощью среда, сколько изменения, происходящие в самих детях. Дети начинают активно воспринимать и понимать предметно-пространственное окружение и самостоятельно, художественно организовывать среду своей жизнедеятельности. Дети учатся создавать собственные проекты нестандартной формы, комбинировать детали и варианты композиций, чувствовать особенности материала, у них возникает потребность в творческом труде.
2.2. Методика организации и проведения занятий
Начиная работу по обучению детей созданию поделок из бумаги, основное внимание в программе уделяется освоению детьми основных приемов. Но это не значит, что исключаются творческие задания. Обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творческой инициативы детей.
Перед обучением детей работе с бумагой проводятся занятия на закрепление свойств бумаги. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки.
На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще привлекают к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками используется поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна дня них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.
Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться.
При проведении анализа работы используются различные игровые упражнения и дидактические игры. Во время их проведения в занимательной форме дошкольники учатся находить достоинства своих работ и поделок.
Содержание программы разделено по видам художественной обработки материалов и построено в определенной последовательности с нарастанием сложности выполнения технологического процесса по мере развития моторных способностей и сложности обработки материала. У детей дошкольного возраста формируется обобщенные способы конструирования. Они повышают и совершенствуют свое мастерство в знакомых и новых для них техниках, усложняют композицию, увеличивают объем работы и экспериментируют с новыми материалами и их свойствами.
2.2.1. Принципы построения педагогического процесса
1. От простого к сложному.
2. Системность работ.
3. Принцип тематических циклов.
4. Индивидуального подхода.

2.2.2. Методы и приемы обучения
Для реализации программы в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.
1.Словесные:
-рассказ;
-беседа;
-объяснение;
— чтение художественной литературы, художественное слово;
— образное слово (стихи, загадки, пословицы);
— поощрение;
— анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.
2. Наглядные:
-использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий, пособий.
Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.
3. Практический прием:
Используется на занятиях и такой приём, как практический. Изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух. Тем самым, поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия.
Для того чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетичный вид, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.

2.2.3. Этапы работы

Весь образовательный цикл делится на 5 этапов.
1 этап – подготовительный (подбор литературы, составление конспектов занятий и т. д.).
2 этап — знакомство с базовыми формами оригами.
3 этап — обучение приемам изготовления.
4 этап — изготовление поделок.
5 этап – выставки детских работ.
Основной формой работы являются занятия с группой детей одного возраста (не более 10 человек). Индивидуальный подход осуществляется непосредственно в процессе проведения занятий, по необходимости, для решения конкретных задач.

2.3. Содержание учебного курса

№п/п Содержание Период
1. Работа с бумагой (оригами) Сентябрь-май

2.3.1. Оригами
. Оригами часто называют японским искусством, но оно могло зародиться и других странах, где широко использовалась бумага, одно из величайших изобретений человека.
Впервые оригами как фактор полезного воздействия на ребёнка выделил основатель детских садов Фридрих Фребель, включивший в обучение воспитанников знакомство с техникой складывания фигурок из бумаги.
Создавая бумажные модели, ребенок постоянно работает с геометрическими фигурами: начинает складывание с выполнения действий на плоскости исходной геометрической фигуры – квадрата (прямоугольника); в процессе складывания в руках ребенка одна геометрическая фигура преобразуется в другую. Работая с геометрическими фигурами, дети закрепляют сведения об их строении (стороны, углы, вершины, соотношение сторон и т. д., признаки их сходства и различия.
Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях оригами у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки конструктивного творчества. Данный вид деятельности не только доступен и интересен детям старшего дошкольного возраста, но и способствует развитию общих способностей детей, которые пригодятся им в жизни и в процессе обучения другим предметам. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.

Коллективные работы
Создание коллективных творческих панно и коллажей способствует обобщению опыта детей, полученного на предыдущих занятиях, помогает закрепить и «отточить» навыки и умения в использовании различных техник изображения. А также способствует формированию у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, умению договариваться о содержании деятельности, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Эстетически оформленные коллективные работы являются прекрасным оформлением интерьера учебных заведений к праздникам и знаменательным датам.

2.4.Календарно-тематическое планирование

Тема Программное содержание Ожидаемые результаты.
сентябрь
1 1.Знакомство с технологией «оригами».
«Волшебный Квадратик» Знакомить с репродукциями, работами, выполненные в технологии «оригами», вызвать интерес к данной технике, желание заниматься ею. Развитие интереса к изо деятельности, желание
заниматься технологией «оригами».
2 2. «Карман для расчески» (оригами). Знакомить со свойствами и видами бумаги, способами ее применения. Знания о свойствах и видах бумаги, ее применении.
3 3. «Осенние листья» (оригами). Знакомить с приемами складывания бумаги, базовыми формами. Знания о складывании поделок из бумаги без ножниц.
4 4.«Яблоко и груша»
(оригами) Продолжать знакомить с приемами складывания, базовыми формами. Развивать интерес к технологии «оригами», мелкую моторику рук.
октябрь
1 5.«Грибы на полянке»
(оригами) Продолжать знакомить с приемами складывания, базовыми формами. Развивать интерес к технологии «оригами», мелкую моторику рук.
2 6.«Рыбка» Создавать композицию из выполненных частей, закреплять умение выполнять базовые формы. Умение создавать композицию, подбирать красивые цветосочетания.
3 7. «Ёжик» Осваивать новую технику складывания из бумаги, внимательно слушать педагога и точно повторять его действия Освоение техники получения поделок путем складывания бумаги
4
8.«Письмо Карлсону» Продолжать осваивать технику складывания «оригами, базовую форму «конфета», сочетая цвета для получения красивой композиции. Умение работать с бумагой, развитие мелкой моторики рук.
ноябрь
1 9. «Красивый цветок» Закреплять базовую форму «конфета», внимательно слушать педагога и четко выполнять его инструкции. Освоение техники, базовых форм оригами.
2 10.«Царевна-лягушка» Продолжать осваивать технику «оригами», выравнивать углы, развитие мелкой моторики рук. Освоение техники, базовых форм оригами.
3
11«Закладка»
Продолжать осваивать технику оригами, базовую форму «конфета», чётко выполнять инструкции воспитателя. Освоить технику, умение складывать бумагу аккуратно.

4 12. «Крабик» Упражнять в умении складывать бумагу по диагонали, выравнивать углы. Освоить технику, развитие мелкой моторики рук.
декабрь.
1 13. «Снежинка»
(оригами) Продолжать осваивать технику «оригами», развивать композиционные умения. Освоение техники, развитие композиционных умений, восприятия цвета.
2 14. «Фонарик» Продолжать осваивать технику, внимательно слушать воспитателя и четко выполнять инструкции. Освоение приемов складывания, базовых форм оригами.
3 15. «Новогодний шарик» Продолжать осваивать технику оригами, чётко выполнять инструкции воспитателя Освоить технику, умение складывать бумагу аккуратно.
4 16. «Ёлочка-красавица» Точно совмещать стороны и уголки, четко проглаживать сгибы. Освоение приемов складывания, базовых форм.
январь.
1 17. «Лиса и заяц» по сказке «Заюшкина избушка» Создавать изображение, аккуратно разглаживать сгибы, четко выполнять инструкции педагога, красиво располагать на листе. Формирование композиционных умений, освоение техники.
2 18 «Кораблик» Продолжать осваивать технику, внимательно слушать воспитателя и четко выполнять инструкции. Освоение приемов складывания, базовых форм оригами.
3 19 «Попугай» Совершенствовать умение складывать бумагу, дорисовывать мелкие детали. Освоение приемов складывания развивать чувство цвета, пропорций.
4 20. «Самолет» Совершенствовать умение складывать бумагу, дорисовывать мелкие детали. Освоение приемов складывания развивать чувство цвета, пропорций.
февраль.
1 21.»Снеговик» Продолжать осваивать технику «оригами», создавать выразительные образы. Развитие композиционных умений, чувство цвета,
пропорций, совершенствование техники изготовления.
2 22. «У лукоморья дуб зеленый» Закреплять навыки, умения, создавать композицию, работать по инструкции педагога. Освоение приемов складывания развивать чувство цвета, пропорций.
3 23. «Птичка-подвеска» Точно совмещать стороны и уголки, четко проглаживать сгибы. Освоение приемов складывания, базовых форм.
4 24 «Подарок папе. пароход» (оригами) Аккуратно складывать бумагу, добиваться четких и правильных форм Освоение техники, развитие мелкой моторики пальцев, рук.
март
1 25. «Тюльпаны» Повторять за педагогом точно его действия, создавать гармоничную композицию. Освоение приемов складывания, цветовосприятие.
2 26.Сказка «Колобок» Совершенствовать умение складывать бумагу, составляя композицию. Освоение приемов складывания развивать чувство цвета, пропорций.
3 27. «Грач» Аккуратно складывать бумагу, добиваться четких и правильных форм.
Развитие воображения, создание оригинальных композиций. освоение техники.

4 28. «Весеннее дерево» Совершенствовать умение складывать бумагу, доклеивать мелкие детали. Освоение техники, развитие мелкой моторики пальцев, рук.
апрель
1 29. Подснежник». Аккуратно складывать бумагу, добиваться четких и правильных форм. Развитие творческого воображения, самостоятельности.
2 30. «Божья коровка» Повторять за педагогом точно его действия, создавать гармоничную композицию. Освоение приемов складывания, цветовосприятие.
3 31. «Ракета летит в космос» Продолжать осваивать технику оригами, подбирая красиво цветосочетания. Развитие мелкой моторики рук, воображения, фантазии.
4 32. «Бабочки на лугу» Закреплять базовую форму «двойной треугольник», добиваться четких и правильных форм. Освоение техники, развитие мелкой моторики пальцев, рук.
май.
1 33.«Голубь мира». Совершенствовать умение складывать бумагу, составляя композицию. Освоение техники, развитие мелкой моторики пальцев, рук, развивать чувство композиции, умение работать в коллективе.
2 34.»Лодочка» Упражнять в умении складывать из бумаги квадратной формы лодочку, выравнивать углы. Развитие чувства формы, пропорций, цвета.
3 3. «Золотая рыбка»
Упражнять в умении складывать рыбку, закреплять базовую форму «блинчик», развитие мелкой моторики рук. Самостоятельность в выборе материала и техники изготовления работы.
4 4.Итоговое. «Страна Оригамия» Воспитывать творчество, эстетические чувства. Развитие образного эстетического восприятия, желания самому создавать красивые поделки.

3.Организационный раздел
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие творческое развитие ребенка.
Воспитание личности, обладающей богатым творческим потенциалом, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющей справляться с возрастающим потоком проблем, начинается в детские годы. Многие образовательные концепции ставили во главу угла идею воспитания личности, способной активно усваивать и присваивать общечеловеческий опыт, однако приоритет в воспитании такой личности был обозначен лишь в недавнем прошлом.
Очевиден тот факт, что традиционных подходов в решении проблемы развития творческих способностей детей недостаточно. Необходимо наполнить современный образовательный процесс новым содержанием, принципами, методическими идеями, ориентированными на развитие творческой устремленности, инициативы, интереса, вдохновения.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. выделено шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей:
• раннее физическое развитие;
• создание обстановки опережающего развития;
• выполнение условия максимального напряжения сил;
• предоставление свободы в выборе деятельности;
• дружелюбная помощь взрослых;
• комфортная социально-психологическая среда.
Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.
Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.
Третье условие развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малы вынужден больше, чем когда либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют ему это делать, а не решают их за него).
Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким — либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых — это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. «Нельзя делать что- либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься».
Известно, что для творчества необходима комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – это тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям, несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
При этом одного только создания благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Существующая педагогическая практика показывает, что невмешательства недостаточно: не все дети могут открыть дорогу к созиданию и надолго сохранить творческую активность. Но если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники.
В ходе организации деятельности по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста особое внимание заслуживают исследования проблемы развития креативности личности Е. П. Торренса.
Ученый выделяет факторы, влияющие на развития творческого потенциала и творческих способностей ребенка. Анализируя теоретические положения Е. П. Торренса, важно учитывать, в каких условиях развивается ребенок. Следует выделить педагогические условия, которые необходимо учитывать при организации коллективной творческой деятельности дошкольников:
сформированность представлений об оптимальной организации совместной деятельности; о том, что существуют различные способы кооперации, эффективно влияющие как на процесс, так и на результат творчества (полезны в этом отношении беседы с детьми: «Что значит вместе играть», «Почему дети играют вместе», «Что мы делаем вместе» и т. п.);
овладение индивидуальными способами выполнения творческих действий, а также умениями и навыками работы в группе, способствующими эффективной организации как персональной творческой деятельности, так и совместной деятельности детей; при выборе такой стратегии необходимо соблюдать последовательность в обучении: ребенок должен вначале овладеть индивидуальными способами выполнения тех или иных действий, прежде чем включиться в групповую деятельность. Уровень индивидуальных умений и навыков будет различным у каждого ребенка, но при формировании коллективных способов творческих действий трудности снимаются за счет способности к активному вариативному сотрудничеству с ровесниками;
организация коллективной творческой деятельности расширяется за счет усложнения форм делового взаимодействия: создания групповых творческих продуктов; организация работы в малых творческих объединениях, когда педагог решает параллельно еще одну существенную задачу — в доступном практическом варианте учит ребенка сотрудничать с другими. Однако групповая деятельность далеко не всегда осуществляется детьми, симпатизирующими друг другу, и не всегда это связано с ее регламентацией педагогом; в этом случае результативной оказывается деятельность лишь при наличии лидера с доброжелательным отношением к другим детям;
создание эмоционального комфорта: взаимодействие с партнером, позволяющее добиваться большей содержательности и результативности творческого процесса; предоставление возможности периодически, по желанию, остаться ребенку одному, заниматься своими делами, так как избыток шефства может затруднить творчество;
разнообразие видов совместной детской деятельности: ребенок при этом может удовлетворить не только потребность сотрудничества со сверстниками, но и актуальную для дошкольников необходимость в общении. В каждом виде деятельности ребенок проявляет и приобретает определенные знания, умения, качества личности, совместная же деятельность позволяет реализовать внутренний потенциал, сформировать адекватную самооценку, которая складывается под влиянием партнера по творчеству;
использование видов деятельности, развивающих творческие способности: организуя занятия, необходимо создавать ситуацию (игровую, соревновательную), привлекательную для творчества, инициирующую фантазию, воображение, неординарность технических решений (для вхождения в творческую деятельность детям предлагаются игровые соревновательные ситуации: «Загадочная страна», «Стеклянный город», «Говорящая кошка», «Космическое путешествие», «В гостях у динозавра» и т. п.).
В конкретных ситуациях развития творческих способностей детей дошкольного возраста необходимо учитывать возрастные особенности и возможности творческого развития личности.
Опыт работы, изложенный в психолого-педагогической литературе, показывает, что к проявлению творчества, как интегративного вида деятельности, уже способны дети младшего дошкольного возраста, следовательно, при конструировании педагогического процесса и выделении конкретных задач, способствующих творческому развитию, необходимо учитывать динамику в развитии психических процессов у детей 3-7 лет.
Формирование творческих способностей старших дошкольников требует реализации определенных принципов:
свободы выбора: в любом обучающем или управляющем действии предоставлять ребенку выбор (никто не любит навязанных действий, поэтому необходимо разнообразие дидактического материала, изобразительных средств, дающих возможность ребенку сделать свой выбор, например: в изготовлении поделки);
открытости: не только обучать, но и воспитывать жажду знания и саморазвития; использовать открытые задачи, имеющие разные пути решения, допускающее варианты условие, набор вероятных ответов;
деятельности (деятельностный подход), который предполагает освоение дошкольниками знаний, умений, навыков, т. е. педагог готовит для каждого ребенка свой набор для опыта, обследования предмета и т. д.; формирование умений самостоятельно применять знания в разных областях, моделях и контекстах, дополнять знание, находить новые простейшие связи;
обратной связи, предполагающий рефлексию педагогической деятельности и деятельности детей, анализ настроения и самочувствия ребенка, мониторинг уровня развития дошкольников, диагностику индивидуальных особенностей;
амплификации развития (по А. В. Запорожцу): максимальное использование возможностей дошкольного периода детства с целью оптимизации процесса обучения детей. Данный принцип соотносится с принципом идеальности, как один из ключевых аспектов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), согласно которой, «красивое» решение ситуации характеризуется тем, сколько сил, времени и средств было затрачено на это решение. Идеальность действия тем выше, чем больше польза и меньше затраты.
Реализация принципов формирования творческих способностей дошкольников отражается в типе обучения детей, который приобретает исследовательский характер. Стратегия исследовательского обучения ориентирована:
на раскрытие резервов творческого мышления;
формирование способности к самостоятельной познавательной деятельности;
обогащение творческого воображения;
развитие способности к достижению оригинального результата решения задач и т. п.
Суть проблемного обучения заключается в создании (организации) проблемных ситуаций и их решении в процессе совместной деятельности взрослого и ребенка при максимальной самостоятельности второго и общем руководстве первого.
Среда развития ребенка в детском саду — важный компонент дошкольного образования и условие развития творческих способностей. В. А. Петровский считает, что необходимо активизировать самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей, побуждать их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации. Для этого требуется соблюдать следующие условия:
разнообразие, насыщенность, неординарность и сменяемость предметной среды, окружающей ребенка;
включение в нее максимального количества предметов взрослого обихода;
предоставление свободы исследования;
резерв свободного места и времени для разворачивания игр (свободное пространство в раздевалке, спальной комнате);
возможность свободно брать любые игрушки и действовать с ними по собственному усмотрению;
определение максимального уровня размещения игрового и дидактического материалов согласно росту;
универсальность предметно-игровой среды, позволяющей самим детям и вместе с педагогами строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры и содержанием;
учет прежнего опыта, способности к комбинированию, созданию нового.
Таким образом, развитие творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если будут созданы определённые педагогические условия и если развитие творческих способностей будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

3.2. Организация и оформление РППС для функциональной работы Творческой мастерской
Организация работы кружка «Оригами» будет успешной и плодотворной только при наличии определенной материальной базы. Большое значение имеет подбор и широкий спектр бумаги для детского творчества, правильное и безопасное их использование (способов работы), соблюдение структуры занятий.
Условия и материалы для реализации программы
Занятия с детьми проводятся по следующей схеме:
1. Начало занятия – сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая-либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.
2. Рассказ, который сопровождается показом выполнения работы. Дети исследуют порядок действий с бумагой, процесс складывания.
3. Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.
4. Объяснение приёмов создания, важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом.
5. Пальчиковая гимнастика, разминка рук.
6. Самостоятельное изготовление поделки.
7. Анализ готовых поделок своих и товарищей.
8. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.

Материалы:

• бумага разных видов:
картон белый и цветной, цветная бумага для оригами
• дополнительный материал и оборудование:
карандаши простые, цветные, линейка,
фломастеры, маркеры.
ножницы,
клеёнка,
клей-карандаши, влажные салфетки,

Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации.
Работа с родителями предполагает: папки раскладушки, информационные стенды, индивидуальные консультации.

Диагностическая карта результатов обследований.
1.Знание основных геометрических понятий и базовых форм.
— Высокий уровень – делает самостоятельно,
— Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей, — Низкий уровень – не может сделать.
2. Умение создавать изделия, пользуясь инструкциями.
— Высокий уровень – делает самостоятельно,
— Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей, — Низкий уровень – не может сделать.
3. Творческое развитие:
-Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной
индивидуальностью;
— Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню возрастной группы;
— Низкий уровень – явные диспропорции, нарушение цветовой гаммы.
4. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков:
Оцениваются умения:
– организовать свое рабочее место,
– рационально использовать необходимые материалы,
– аккуратность выполнения работы.
Результатом практической деятельности детей будет являться овладение детьми определенными знаниями, элементарными трудовыми умениями и навыками при работе с бумагой и ножницами.
— знают и выполняют правила безопасного пользования ножницами;
-экономно расходуют материал;
-поддерживают порядок на рабочем месте;
— умеют планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
— используют ручные умения в повседневной жизни детского сада и семьи (изготовление подарков, сувениров), проявляя при этом творчество;
— проявляют индивидуальные творческие способности в аппликации;
— полностью реализуют творческий замысел, воплощая то, что запланировали.

Условия реализации программы.
Оборудование и инструменты:
— набор цветной двусторонней бумаги,
— картон белый и цветной,
— клеящий карандаш,
— ножницы, клеенка,

Дидактический материал:

-альбомы иллюстраций работ по Оригами.
-образцы работ взрослых.
-дидактические игры: «Подбери по цвету», «Собери букет», «Собери картинку» и др.

Мониторинг развития художественно-творческих способностей детей
Фамилия, имя Средства выразительности Практические умения Общее количество баллов Итоги
Форма, цвет украшение композиция Складывает квадрат пополам, по диагонали Умеет следовать инструкции Складывает базовые формы «рыбка», «блинчик», «конфета»
1.Генералов М 3 4 4 5 4 4 4 5 4 5 4 5 23 28 3,8 4,6
2.Горячев Ф 5 5 5 5 5 5 4 5 4 5 4 5 27 30 4,5 5
3.Демина В 4 4 4 5 4 5 4 5 4 5 4 5 24 29 4 4,8
4.ЕгоровД 5 5 5 5 4 5 4 5 4 5 4 5 26 30 4,3 5
5.Зуйкин В 4 5 4 5 5 5 4 5 4 5 4 5 25 30 4,1 5
6.Каратаев К 5 5 5 5 4 5 4 5 4 5 4 5 26 30 4,3 5
7.Козлова М 4 5 5 5 4 5 4 5 4 5 4 5 25 30 4,1 5
8.Кичапин Р 3 4 4 5 4 5 4 5 4 4 4 4 23 27 3,8 4,5
9.Куприянова В 5 5 5 5 4 5 4 5 4 5 4 5 26 30 4,3 5
10.ЗацепинаН 4 5 5 5 4 5 4 5 4 5 4 5 25 30 4,1 5
11.КоровкинаВ 5 5 5 5 5 5 4 5 4 5 4 5 27 30 4,5 5
12.Кривова Н 5 5 5 5 5 5 4 5 4 5 4 5 27 30 4,5 5
13.Михайлова Е 5 5 5 5 5 5 5 5 4 5 4 5 28 30 4,6 5
14.Черникова М 5 5 5 5 5 5 4 5 5 5 4 5 28 30 4.6 5
15.Чепраков Н 4 5 4 5 4 5 5 5 4 5 4 4 25 29 4,1 4.8
16.Медведев В 5 5 5 5 5 5 4 5 5 5 4 5 28 30 4.6 5
17.Шестов С 5 5 5 5 5 5 5 5 4 5 4 5 28 30 4,6 5
18.Цибина Р 5 5 5 5 4 5 5 5 4 5 4 5 27 30 4,5 5

4,3 4,9
86% 98%

Кружок дополнительного образования «Оригами» посещало 18 человек. В апреле 2019 года в старшей группе была проведена диагностика детей.

Вывод: Дети освоили базовые формы: «книжка», «воздушный змей», «блинчик», «двойной треугольник», научились по образцу изготавливать несложные поделки, знают и называют геометрические фигуры; ориентируются на листе бумаги; тщательно и аккуратно разглаживают линии сгиба; умеют украсить свою поделку, добавляют недостающие детали (глаза, усы, и т.п.); добиваются конечного результата; самостоятельно и справедливо оценивают конечный результат своей работы и работы сверстников. Считаю проведенную работу плодотворной, успешной.
Уровень усвоения программы по оригами — начало года- 86%, конец года-98%

3.3. Список литературы

1. «Оригами» С.В.Соколова, «Детство –Экспресс», 2011 г.
2. «Бумажные цветы». Н. Н. Васина. Айрис Пресс, 2012
3.«Изобразительная деятельность в детском саду» И.А. Лыкова «Карапуз» 2010 г.
4.«Волшебная бумага» Н.Н.Чернова, 2006 г.
5.«Оригами» Е.А. Черенкова «Дом XXI век» 2011 г
6.«Путь бумаги». М. В. Гусакова. «Дошкольное воспитание» 1981г.
7.Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С, Комаровой, М. А. Васильевой.
8. «Удивительные поделки из бумаги» А.С. Спицына «Рипол классик». Москва. 2012 г.

.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Методические рекомендации

Занятия с бумагой предоставляют неограниченные возможности для детского творчества.

Оригами: это складывание фигурок из бумаги без ножниц и клея. Само слово «оригами» переводится как «сложенная бумага». Достоинством этой техники является то, что она не требует больших материальных затрат, поскольку для поделок необходима только бумага. Это интересное занятие очень полезно. С его помощью развиваются аккуратность, художественный вкус, логика, мышление, формируются пространственное воображение и творческие способности.
О значении искусства в жизни людей прекрасно сказал Н.К.Рерих в своем очерке «Врата в будущее»: «Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно, искусство имеет много ветвей, но корень один. Искусство для всех. Каждый чувствует истину красоты». Платон говорил, что: «…от красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей мы перейдем к красивой жизни, от красивой жизни – к АБСОЛЮТНОЙ КРАСОТЕ».
Изобразительная деятельность помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.
Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.
Каждый ребенок рождается художником! Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном беспредельном мире.