Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №28 «Росинка»

Конспект тренировочного занятия исследовательского типа
Тема: «Осьминог»
(старший дошкольный возраст)

Педагог:
Иванова Ольга Борисовна

Серпухов, 2018
Конспект тренировочного занятия исследовательского типа
Тема: «Осьминог»
Группа: старшая.
Цель: Формирование у детей представления о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания через познавательно –исследовательскую деятельность.
Задачи:
Образовательные: Продолжать знакомить детей с разнообразием окружающего мира; уточнять, обобщать, закреплять знания детей об обитателях морских глубин; дать детям элементарные представления о приспособлении животных к среде обитания; целенаправленно обучать детей алгоритму проведения исследования, закреплять умение фиксировать полученные знания с помощью рисования пиктограмм.
Развивающие: Развивать исследовательские способности детей, формировать элементарные исследовательские умения и навыки (задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать); развивать умение выбирать источники информации с помощью наводящих вопросов, активизировать словарь детей, умение участвовать в беседе, рассуждать, обосновывать свои высказывания.
Воспитательные: Воспитывать инициативу, стремление наблюдать, экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения, применять свои знания при решении проблемных ситуаций.
Предварительная работа: беседа о подводном мире, о профессиях людей, изучающих подводный мир; чтение детских энциклопедий «Я познаю мир», рассматривание наборов сюжетных картинок «Кто живет в море», дидактические игры «Узнай по описанию», «Кто где живет», просмотр презентации «Секреты подводного мира».
Оборудование: Презентация «Обитатели подводного мира», карточки с темами исследований, карточки с методами исследований, блокноты исследователя, фломастеры, листы бумаги, образцы пиктограмм.
Ход занятия: Дети сидят на ковре полукругом. Приходит письмо от ведущего Клуба юных исследователей. Педагог читает письмо:
«Уважаемые ребята! Просим вас принять участие в конкурсе юных исследователей природы, название которого вы узнаете, отгадав загадки».
Педагог загадывает загадки о морских обитателях.
На экране появляются картинки с изображением морских обитателей «Обитатели подводного мира». Педагог предлагает детям рассмотреть изображения морских обитателей, уточняет, почему их называют морскими (подводными).
Далее педагог предлагает выбрать животное, которое наиболее заинтересовало детей. Выбор двух добровольцев –исследователей определяют тему исследования.
Выбор темы.
После короткого обсуждения, направляемого воспитателем, дети выбирают тему исследования «Осьминог. Проживание его в морских глубинах». На экране остаётся слайд с изображением осьминога.
Выбор методов исследования (наблюдение, эксперимент)
Так как мы с вами исследователи, нам нужно как можно больше информации узнать про осьминога, о приспособлении осьминога жить на морском дне, узнать интересные факты из жизни животного, сделать доклад.
Систематизация методов исследования
— Дети, что мы должны сделать вначале? Как вы думаете, с чего начинает исследование учёный? Что сделать потом?
Педагог: Где мы можем найти ответы на наши вопросы?
Дети отвечают (спросить у родителей, посмотреть в книгах, посмотреть по телевизору, понаблюдать, провести эксперимент)
Педагог: Ребята, но сначала надо подумать самостоятельно. Как только дети с этим согласились, кладем карточку с символом «подумать самостоятельно». Затем ставим вторую карточку с символом «посмотреть в книгах». Затем ставим карточку «спросить у специалиста». Следующая карточка «посмотреть в компьютере», затем «наблюдение» и карточка «эксперимент».
— Итак, наши исследователи и их помощники готовы к поиску!
А сейчас поиграем в игру «Задай вопрос»
Цель: формирование умения правильно формулировать и задавать вопросы.
Сбор материала.
Мы начинаем действовать по намеченному плану. Всю собранную информацию мы будем зарисовывать карандашом или фломастером на маленьких листочках бумаги (значки и символы)
Первый из выбранных методов «Подумать самостоятельно».
Дети рассказывают про осьминогов, что они живут в море, на глубине, на самом дне. Его тело состоит из головы и восьми ног, которые называют щупальцами. Хотя на самом деле только два из щупалец осьминога являются его «ногами». Остальные шесть –руки. На щупальцах у осьминога находятся присоски. Рот у них, как клюв у попугая. Осьминоги – хорошие охотники, умеют ловить рыбу, добывают крупных морских раков, открывают плотные створки мидий. Осьминожки –малыши питаются рачками. Осьминоги –ночные животные. Днем он сидит в норе, а ночью выходит на охоту.
Второй метод –«Прочитать в книгах».
Рассматривая книги о животных, дети нашли информацию о том, что осьминоги бывают большие и маленькие. Все осьминоги не опасны для человека, кроме самого маленького. Щупальцами осьминог хватает добычу, а также использует их для передвижения. Все осьминоги невероятные чистюли! Они выметают мусор из своего жилища струёй воды, выпуская ее из воронки в теле.
Динамическая пауза «Осьминожки».
Третий метод –«Спросить у специалиста».
Дети попросили позвонить специалисту и узнать новую информацию про осьминогов. Таким образом дети выяснили, что в случае опасности осьминоги могут отбрасывать щупальце как ящерица хвост. А потом на этом месте вырастает новое. Что с помощью присосок на щупальцах они могут определять, съедобный предмет или нет. Это гениальные животные. Они наделены от природы удивительной способностью к маскировке. Их возможности невообразимо потрясают. Они могут принять любую форму, изменить цвет, изменить структуру кожи.
-Ребята, а что же такое «маскировка»? Педагог слушает ответы детей, рассуждения, обобщает их высказывания:
Маскировка -это способность производить защитную окраску или принимать защитные формы.
Физминутка «А сейчас отдохнем, дружно в море поплывем».
Далее педагог вместе с детьми ищет полезную информацию в компьютере и выясняется, что у осьминога три сердца, голубая кровь, от рождения у осьминога есть чернильный мешок. При опасности он выпускает чернильное облако, причем часто оно по форме напоминает самого хозяина. Пока нападающий хватает пятно, осьминог уплывает. Осьминог может передвигаться тремя способами: спокойно передвигается по дну на щупальцах; для более быстрого перемещения под водой они быстрее плывут, сгибая свои руки и тело; используют реактивное движение, выбрасывая струю воды из полости тела.
-А знаете ли вы, что еще движется с помощью реактивного движения?
Опыт «Реактивное движение».
-Представим, что воздушные шарики- это осьминог, а воздух –это вода. Набирает он в себя воду (надуваем шарик, а затем резко отпускаем его).
-Что случилось с ним? Он быстро и далеко полетел.
Всю собранную информацию дети фиксировали на листочках.
Вот как много мы собрали информации.
Обобщение полученных данных.
Дети раскладывают полученные пиктограммы, записи, чтобы их все видели.
Педагог: Дети, что же интересного мы узнали?
Что нового мы можем рассказать другим по результатам проведенного исследования?
Затем дети, опираясь на собранный материал, делают доклад. На исследователях надеты академические головные уборы и мантии.
После завершения доклада проводится обсуждение. Слушатели задают вопросы.
Педагог: Вот какие удивительные животные осьминоги. Как много интересного и нового мы сегодня узнали. Теперь мы смело примем участие в конкурсе знатоков животных в «Клубе юных исследователей».
Занятие окончено.